КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Красный путь» №12: В Лефортово всем места хватит!

27.03 11:21

1 апреля в Омской области стартует мусорная реформа. Чего ожидать?

Спасибо благодетелю

Свершилось. 20 марта омская РЭК наконец-то утвердила тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов. На сайте ведомства были приведены цифры, значения которых большинству омичей были не особо интересны, поскольку не приводились главные – сколько платить за вывоз мусора. В месяц. За человека. Правда, накануне омские СМИ уже приводили эти цифры, свидетельствующие о растущих аппетитах регионального оператора. Если еще в январе предполагался возмутивший всех тариф в 131 рубль с человека, то к моменту утверждения тарифа на РЭК в марте получалось: 143,36 рубля для жителей благоустроенных домов в Омске и 119,07 рубля для жителей таких же домов в области, для неблагоустроенных домов Омска – 190,36 рубля, в муниципальных районах области – 95,57 рубля.

Однако после утверждения тарифов на РЭК некоторые ранее заявленные «Магнитом» цифры неожиданно еще более увеличились – до 313 рублей (!) с человека для жителей неблагоустроенных домов Омска.

Омичи, правда, еще даже не успели толком возмутиться, как за них заступился губернатор Бурков.

«Работа РЭК по расчету и утверждению тарифа – это чистая математика. К сожалению, в этом случае за цифрами расчетов никто не увидел проблем, с которыми столкнутся жители. Для омичей, проживающих в неблагоустроенных домах Омска, исходя из нормативов накопления, плата составит 313 рублей на человека. Я считаю, что это недопустимо. Это не плата, а дань. И у людей такие суммы вызывают вполне справедливое и обоснованное возмущение. Как глава региона, я посчитал необходимым вмешаться в эту ситуацию. Мы провели переговоры с руководством регионального оператора. Я считаю, что будет справедливым установить единую плату для всех жителей города. Плата составит 133 рубля с человека. Региональный оператор согласился с моим предложением», – заявил Александр Бурков.

Хороший подарок омичам к 1 апреля – дню начала мусорной реформы в Омской области. Видимо, по задумке пиарщиков губернатора, этот день для облагодетельствованных омичей станет настоящим праздником. Смешно.

Правда, остается непонятным для чего тогда был весь сыр-бор с различными подсчетами, экономическим обоснованием затрат, нормативов, тарифов, работой экспертов, самой РЭК наконец, если губернатор-благодетель взял да и волевым порядком снизил завышенный тариф? А в результате он оказался все равно выше ранее предполагаемого. Как говорится, не было такого никогда, и вот опять. Театр абсурда.

Кто проблем не видит?

Особенно поражает губернаторское выражение: «К сожалению, в этом случае за цифрами расчетов никто не увидел проблем, с которыми столкнутся жители».

Это он про кого? Ведь это про своих же чиновников-варягов. Все остальные – омичи – эти проблемы давно уже «увидели». А на заседании общественного совета при РЭК 18 марта после обсуждения этих проблем главный вывод для большинства его участников стал вполне очевиден: Омская область к реформе не готова. И дело даже не в грабительском тарифе, одном из самых высоких не только в Сибири, но и в стране, а в том, что и при таком тарифе совершенно непонятно, каким образом эта реформа при таком к ней подходе достигнет заявленной цели – кардинального улучшения экологического состояния нашей обширной территории.

И единственное объяснение того, что при всей очевидной неготовности эта реформа вот-вот стартует, – это страх чиновников за ее промедление перед Москвой. Между тем сама Москва, как регион, начало реформы отложила. И это притом что именно там с их гораздо большей плотностью населения, чем у нас, мусорная проблема приобрела угрожающие размеры. Так почему же у них отложили? Да потому, видимо, что там понимают – без тщательной подготовки, в том числе и населения, реформа обречена на провал. Поэтому там сейчас ведется активная пропаганда раздельного сбора мусора, создается соответствующая инфраструктура, начиная с установки разноцветных баков для сбора мусора и кончая строительством современных мусорных полигонов, которые от существующих мусорных свалок отличаются примерно как электрические лампочки от парафиновых свеч.

За людей страшно

– На сегодняшний день на территории региона нет ни одного настоящего полигона, на котором можно было бы складировать и обезвреживать твердые коммунальные отходы. Места, куда свозят ТКО, являются лишь площадками временного хранения. Вот чем, на мой взгляд, должно в первую очередь озадачиться наше министерство природных ресурсов и экологии. Пока эту проблему замалчивают и не решают, ни о каком скором улучшении экологической ситуации даже говорить не стоит, – заявил на слушаниях один из членов общественного совета при РЭК.

Такое же мнение и у замдиректора АО «Полигон» Елены Бережновой. По ее словам, регоператор «Магнит» не в состоянии решить главную задачу реформы – предотвратить несанкционированные свалки, развить инфраструктуру в сфере обращения с отходами, улучшить в итоге экологическую ситуацию. Ничего не изменив по сути, не решив проблему утилизации, обезвреживания, он просто увеличит в несколько раз тариф на вывоз ТКО. То есть мусор будет собираться, как и прежде, но только за очень большие деньги. За наши с вами деньги.

Гендиректор «Магнита» Сергей Шевченко так и не объяснил, куда он будет девать мусор после его сортировки, например, на том же разрекламированном мусорном заводе в Кировском округе, который является, по выражению депутата Законодательного собрания Омской области Андрея Алехина, также выступившего на общественном совете при РЭК, всего лишь «транспортерной лентой, размещенной во временном сооружении ангарного типа». Этот «завод» и по сей день не имеет лицензии на обработку ТКО. Но даже если ему разрешат запустить завод без лицензии, о чем, по словам Шевченко, он уже якобы «договорился» с соответствующими органами, то и в этом случае вопрос остается открытым.

– Обработка, то есть выделение фракций, которые можно сдать на повторную переработку и повторное использование (картон, пластик), – это примерно 10 процентов от всего объема отходов, – пояснила после слушаний в РЭК Елена Бережнова. – Шевченко не ответил, где будет складировать отходы и как будет их обезвреживать. Если его «завод» не получит лицензию на обработку отходов, эта составляющая будет исключена из тарифа. Но отходы-то все равно будут везти, и, скорее всего, они просто будут складироваться на официально закрытой свалке в Кировском округе. Свалка эта расположена вблизи жилой зоны, и если представить, что отходы туда повезут и из города, и из районов области, то мне становится страшно не только за людей там проживающих, но и за всех жителей города...

Монополист в законе?

В самый разгар обсуждения мусорной реформы руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев сделал поразительное для государственного чиновника такого уровня признание: жители большинства регионов страны почти в два раза переплачивают за услуги ЖКХ. А вообще главным тормозом развития страны, по его мнению, является отсутствие конкуренции в большинстве экономических отраслей, запредельный монополизм. Надо думать, это в полной мере относится и к сфере ЖКХ. И если учесть, что вывоз и обработка мусора теперь становятся коммунальной услугой, то неплохо бы и здесь бороться с монополизмом, создавать конкурентную среду. На общественных слушаниях эта тема тоже звучала. Ведь во многих регионах работают по несколько операторов по переработке ТКО. И выбирали их на действительно конкурентной основе. В нашей области наоборот. Отсеяли всех конкурентов.

Однако Омское УФАС после публикации в «Красном Пути» («Что деньги? Мусор…», №3, 23.01. 2019 г. ) в действиях наших властей вкупе с единственным в нашей области регоператором «Магнитом» и единственным «перевозчиком» ТКО «Экосом» «признаков нарушений антимонопольного законодательства не нашло».

Правда, уже после второй публикации («А кто тут мутная контора? Выходи!», №8, 27.02.2019 г.) среагировала прокуратура Омской области. И после обращения депутата Законодательного собрания Андрея Алехина все же обещала провести проверку «по поводу организации и проведения конкурсного отбора на право присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами…»

Конечно, не факт, что прокуратура придет к другим выводам, чем УФАС. И, возможно, также сообщит о том, что антимонопольное законодательство не нарушено. И «Магнит» станет вполне законным монополистом. Но разве это решит проблему? А что будет потом, когда реформа не даст результатов? А что будет, если долготерпеливый омский люд, особенно на селе, в конце концов не выдержит и произойдет «социальный взрыв», как предположил депутат Алехин? Ответы напрашиваются неутешительные. В том числе и по поводу дальнейшей судьбы деятелей, проводящих в нашей области эту пресловутую реформу. Как эмоционально выразился один из членов общественного совета при РЭК, видимо, уставший доказывать бесперспективность такого подхода к проведению реформы, «в Лефортово всем места хватит»...

Но это слабое утешение для омичей.

Владимир ОТЯШКИН.