У кого-то из организаторов омской экспозиции на Международной выставке-форуме «Россия», проходящей в Москве на территории ВДНХ, хватило «ума» выбрать в качестве одного из исторических символов нашего региона фигуру Колчака. Заметная часть экспозиции – муляж «рабочего кабинета» верховного правителя, повторяющий тот, что демонстрируется в Центре изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области, и актер-аниматор в парадном адмиральском мундире, развлекающий посетителей викторинами.
Любовь к Колчаку наших либералов-полежаевцев понятна. В 90-е годы они искренне верили, что «продолжают дело белогвардейцев по уничтожению большевизма». Да и гранты на «изучение неизученного периода истории» были весьма жирными. Сегодня – другое дело. Кажется, уже всем стало ясно, что фраза «целили в большевиков – попали в Россию» - это абсолютная истина.
С точки зрения сегодняшней геополитической обстановки как-то странно считать объектом гордости и «брендом» нашего региона человека, который передал британской разведке карты минных полей на Балтике в обмен на британское же гражданство и подтверждение офицерского звания, человека, который последние годы своей жизни действовал по прямым указаниям британского военного командования и предал все, что только можно предать: семью, Родину, народ, собственную армию. В общем, предателя, палача, истерика, неудачника и наркомана, каковым и был на самом деле адмирал Колчак.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов на брифинге после посещения выставки «Россия» сказал:
- Колчак нам рассказывает, как он вешал рабочих и крестьян по всему Транссибу. Это значит, [что] те, кто организовывал эту выставку, не сознают, что это предательство великой державы, в условиях, когда [она] ведет войну против англосаксов и натовцев.
А действительно: какие цели были у тех, кто организовывал омскую экспозицию? Еще раз доказать, что «к прошлому возврата больше нет», и власть продажных либералов-колчаковцев незыблема, несмотря на то, что исторический момент требует патриотизма? Что все эти разговоры о любви к Родине – это так, шоу на публику вроде сгибания железных прутов о голову ради демонстрации «силы Сибири»?
Не буду писать о том, что фигура Колчака, по поводу которого так и не отменен приговор, признающий его военным преступником, - не самый лучший символ для нашего региона. Что среди наших земляков были люди, которые вызывают гораздо больше уважения. Казахский просветитель Чокан Валиханов – символ дружбы двух соседних народов, историческая фигура, пользующаяся уважением по обе стороны границы. Генерал Карбышев – символ истинной преданности Родине. Роберт Рождественский – один из самых прославленный российских поэтов, чьи стихи на слуху у многих, даже не знающих, кто автор запомнившихся строчек. Егор Летов – один из тех музыкантов, чье творчество продолжает быть любимым молодежью, хотя поют сейчас его песни уже внуки ровесников Летова…
Омская земля богата талантливыми людьми. Так почему же Колчак? Может быть, потому, что из него можно сделать клоуна-аниматора, развлекающего посетителей игрой в «поиски золота»?
Но есть у меня и другая версия.
Создается ощущение, что нового губернатора области Виталия Хоценко целенаправленно подставляют, создавая конфликтные ситуации. Хоценко, несмотря на все свои дипломы по социологии, вряд ли успел понять менталитет омичей и вряд ли располагает исчерпывающей информацией о регионе. Вряд ли задумывается о том, что тема Колчака и колчаковщины настолько хайповые у нас именно потому, что значительная часть жителей области относится к этой фигуре далеко не безразлично. Да, можно было 30 лет подряд крутить по телевизору слезливые мелодрамы и рассказывать о том, как страдал адмирал… но слишком много в Омске людей, которые знают историю не из учебников и лекций, а из семейных преданий. И которые уверенно могут назвать свою степень родства с теми, кто был замучен колчаковцами.
Колчак вызывает эмоцию – и это эмоция ненависти.
По-хорошему, организаторам таких мероприятий, если они не хотят социальных конфликтов, нужно постараться вывести Колчака из информационного пространства. Раскачивать лодку социального напряжения во время боевых действий – не самая лучшая тактика. Но это – если руководителям области нужна социальная стабильность. А если, наоборот, есть силы, которым нужно, чтобы Виталий Хоценко опозорился, провалил все возможные KPI и прочие рейтинги, по которым власть оценивает губернаторов? Чтобы все попытки нового губернатора навести хотя бы относительный порядок разбились о неприятие его жителями региона? Думаете, тем, кто занимался подготовкой экспозиции на ВДНХ действительно важна судьба России? Нет, похоже, им важнее личные интересы. Как, собственно, и Колчаку в его время…
Недавно назад Виталий Хоценко, пытаясь создать себе образ «успешного хозяйственника», обратился к другой исторической фигуре, значимой для Омской области – Сергею Манякину. Который, кстати, был родом из тех же мест, где работал Хоценко. Правда, не стоит забывать, что Сергей Манякин был все же фронтовиком, причем фронтовиком настоящим. Не сдавался в плен, как Колчак в русско-японскую войну. И оставил после себя действительно процветающий регион, а не разоренный, охваченный эпидемией тифа город, как когда-то Колчак.
Поэтому очень хочется спросить: «Виталий Павлович, так вы с кем - с Манякиным или с Колчаком? С кого из них хотите брать пример?»