КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Гвоздь номера. «Красный Путь», № 1: «На карте не значится»

10.01 12:24

За ТЭЦ-5 по Сыропятскому тракту Омск как будто кончается, о чем извещает стела «Счастливого пути». На самом деле извилистая дорога ведет мимо дач и развалин, в поселок Сперановский … Центрального округа. Правда, путь туда совсем не счастливый.

Две улицы на отшибе Омска – 1-я и 2-я Кожевенные. 40 домов, 150 жителей. Дым из печек, вода в колонке – все как было, когда существовал кожзавод «Сперановский». В девяностые он обанкротился, цеха развалились, оставшиеся помещения заняли коммерсанты под небольшое литейное производство. А люди в старых домах живут, по несколько поколений сразу: одни стареют, другие рожают детей. Ближайшие блага цивилизации: школа, почта, больница – на 20-й Линии. Полчаса езды, но общественный транспорт до Сперановского не ходит. В советское время жителей возил заводской автобус – он исчез вместе с заводом.,. Люди стали ходить до остановки Учхоз, но поперек дороги позже обосновался коммерческий снежный парк «Спортландия»: море адреналина, как значится в его рекламе.

Сперановцам адреналина теперь хватает за глаза. Парк ни обойти, ни объехать – с одной стороны снежные горы, по весне превращающиеся в болото, с другой – река Омь. Остался другой путь – с другой стороны от «Спортландии», вверх по горе, мимо дачных участков через переезд можно добраться до садоводческого товарищества, где конечная остановка маршрута №399. От нее до 1-й Кожевенной – ровно 2 километра и 300 метров.

– У меня двое ребятишек в школу ходят: в шестой и третий класс, – рассказывает Юлия Граф. – С утра к 8-ми провожаю, встаем в 5, ну и топаем потемну. Одних разве отпустишь? Вокруг нас – дачные участки, а это значит – собаки бездомные стаями, бомжи. И так-то два километра с рюкзаками за плечами нелегко, так ведь по проезжей дороге надо идти – ни тротуаров, ни освещения. Хорошо, учителя входят в положение – у сына по вечерам дополнительные занятия, педагоги отпускают пораньше, чтобы успел на маршрутку в 18.20. Она в это время до «Молнии-5» доходит. Если позже – все, и до нее не поедет, в самом начале садов остановится, а это еще три километра.

Весной и летом выручают дачные маршруты: многих домов в поселке уже нет, остались участки, которые горожане засаживают картошкой и морковкой. А осенью и зимой добраться до дома можно только пешком или на машине. Правда, собственных авто немного – люди здесь живут небогатые. «Среднего достатка», как говорит квартальная Татьяна Бабарыкина, имея в виду, что работают, не нищенствуют.

– Если у родителей внучки график такой, что рано на работу уезжают, так и все, накрылась школа: я вверх по горе Алису проводить не могу, тяжело мне уже, – вздыхает Римма Левандовская. – Говорю, не пойдешь, а она в слезы. Тогда бегу по соседям, может, кто прихватит по дороге.

Из школы шестиклассница Алиса идет сама. Старается, чтоб вместе с кем-нибудь из старших, но не всегда получается. Бывает, плачет от страха, особенно, если пасмурно и собаки поблизости лают. И непонятно, что страшнее – пустынная дорога, которая извивается мимо зарослей, окружающих дачи, или чужие машины за спиной. Алиса мечтает заниматься танцами. Даже в кружок записывалась, но не вышло – если останется после уроков в школе, придется топать до дому уже в сумерках.

– Я уж Максиму, внуку, он в восьмом классе, объясняю: если собаки подходят, вы кружком, спинами друг к дружке вставайте, чтоб сзади не бросились. Кроме портфелей, палки с собой носят, а как же, – рассказывает другая бабушка, Ольга Бугай.

По инструкциям родителей, дети в начале пути и затем два километра «висят» на трубке, сообщая о том, что видят. Правда, в случае опасности – что успеют сделать родители? Юлия Деружинская вынуждена была оставить любимое дело после 13-ти лет работы, чтобы провожать и встречать двоих детей: пятиклассника и первоклассницу. Мужу пришлось сменить сферу деятельности – ездит теперь на Север, чтобы прокормить семейство.

– Конечно, хочется, чтобы дети и в музыкальной школе учились, и спортом занимались. Только все это для нас нереально, – говорит она, горожанка, в 21-м веке!? Впрочем, не до зрелищ – быть бы живу. Кроме школьников, в поселке есть малыши. Пятеро сидят по домам с бабушками: ну никак не совместить родителям доставку детей и работу. А посещение детской поликлиники №8 превращается в отдельный аттракцион:

– За год педиатр два раза была, – сетует молодая мама Александра Шумакова. – Не добраться ей до нас… На анализы повезла малыша недавно, встала ни свет ни заря, по ночи до остановки добрела с ребенком на руках – с коляской-то в маршрутку и не влезешь. И сорок минут автобуса у переезда прождала! Уже и назад далеко, и вперед, к трассе, далеко. Но дошли – два с половиной часа дорога заняла. А ведь еще морозов не было настоящих, не дай бог.

– В прошлом году прихожу в департамент транспорта, а мне отвечают: какой автобус, за переездом же тупик: не живет никто! Как они карту делали, не посмотрев, что там поселок? – рассказывает Татьяна Бабарыкина.

Наконец директор департамента транспорта Александр Вялков сообщил, что дорожные условия на участке дороги от СНТ «Молния-5» до улицы 1-я Кожевенная не соответствуют требованиям безопасности для организации регулярных пассажирских перевозов в осенне-зимний период; к тому же на дороге расположены нерегулируемые железнодорожные переезды. Департамент транспорта даже отправил запросы их собственникам – компании Промжелдортранс и Омской дистанции пути Западно-Сибирского филиала Российской железной дороги. Собственникам оборудовать переезды не захотелось, и дептранспорта успокоился: на нет ведь и суда нет? «Организация работы автобусов не представляется возможной», – ответили гражданам. Обращения к депутатам Законодательного собрания и городского Совета Игорю Зуге и Алексею Саяпину тоже ничего не дали, несмотря на их предвыборные обещания.

– Да перед выборами-то золотые горы сулили, – рассказывает Бабарыкина. – Игорь Михайлович Зуга, депутат Заксобрания, у нас еще и раньше был, когда нам дорогу ломали, чтобы построить «Спортландию». Клялся, божился: сделают вам дорогу. И сейчас звонит иной раз, удивляется: не сделали еще дорогу-то? Вот и вся помощь.

Сперановцы трезво рассудили, что безопасность детей должна волновать уполномоченного по правам ребенка в Омской области Елизавету Степкину. Но та, почему-то от имени перевозчиков, принесла им извинения за плохую работу транспорта. Но исправить ее не обещала. Невозможно, по ее мнению, и обустройство пешеходных дорожек, а также строительство наружного освещения – денег в городе нет.

…Почти в таком же «городском поселке» (Степном) стая бродячих собак однажды загрызла четвероклассницу. Из школы шла.

Такие поселки – это лишь земля на продажу.

 

Наталья Яковлева.