В «Советской России» интересная публикация – материал, посвященный 100-летию одного из первых революционных агитационных проектов «Окна РОСТА» (РОСТА – РОСсийское Телеграфное Агентство). В 1919—1921 годах советские поэты и художники создали серию плакатов, посвященных злободневным событиям.
«Это – не только стихи. Эти иллюстрации – не для графических украшений. Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов». Так писал В.В. Маяковский о том времени и о своей работе.
В октябре 2019 года исполняется 100 лет со дня создания знаменитых «Окон РОСТА». В Москве первый плакат появился в начале сентября 1919 года с рисунком М.М. Черемных и текстом журналиста М.К. Иванова-Грамена. В создании второго плаката уже принимал участие В. Маяковский. Как правило, плакаты размещались в окнах пустующих магазинов, отсюда и их название – «Окна РОСТА». Сама история сжато и просто выставлялась на обозрение, помогала четко доносить идеи партии до простого народа. Немедленная реакция на все события Гражданской войны и восстановление разрушенного хозяйства молодой Советской страны. Персонажи плакатов всем были известны и понятны, они были рядом: крестьянин, красноармеец, рабочий, кулак, капиталист и т.п. В. Маяковский писал: «Диапазон тем огромен. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью…» «Окна РОСТА» выпускались во многих городах, в том числе и в Петрограде. И все это делалось в самые трудные годы молодого государства – голод, холод, сжимающееся кольцо 14 государств. «Окна» стали документом первой социалистической революции в истории человечества, они несли народу не только юмор, но и веру в будущее, в торжество коммунистических идей.
Конечно, «Окна РОСТА» считают детищем В.В. Маяковского, но они появились именно в определенных исторических условиях во время жестокой борьбы за новую жизнь и под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции и стали составной частью ленинского плана создания печати нового типа и дальнейшего совершенствования агитационной работы. Перед этим начали создаваться агитационные пароходы и поезда, зарождаться выпуски печатных стенных газет, которые расклеивались на улицах, вокзалах, в клубах и т.д. Они и сыграли важнейшую роль пропаганды и агитации. В губернских и уездных городах «Стенные газеты РОСТА» уже к 1920 году составили почти половину периодических изданий, выходящих в Советской России. Благодаря этому РОСТА превратился в агитационный центр республики, только в этих условиях могла появиться и появилась сатира РОСТА – «Окна РОСТА».
В то время РОСТА руководил талантливый журналист, революционер Платон Михайлович Керженцев (Лебедев). Он знал и понимал роль сатиры и как ее ценили вожди пролетариата В.И. Ленин, Ф. Энгельс и К. Маркс. Маяковский вспоминал о том, как пять художников делали ежемесячно 50 000 экземпляров сатиры РОСТА, а по всей республике – сотни тысяч, которые проникали в самые отдаленные места России и оказывали разъяснительное и агитационное влияние на миллионы людей. А это, по метким словам В.В. Маяковского, «…телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой». «Окна РОСТА» в воспитании многомиллионного народа стали эстетическим, политическим и идеологическим средством, оружием против врагов всех мастей советской страны. По ним можно проследить историю революции с организующей и мобилизующей ролью Коммунистической партии в борьбе трудящихся масс. Десятки плакатов В.В. Маяковский сделал сразу же после выступлений В.И. Ленина и посвятил его идеям.
Подлинно революционное творчество «Окон РОСТА» впервые было поставлено на службу всего народа. Замечательные документы революционной эпохи в 1927 году экспонировались на выставке советского искусства в Австрии и Германии.
А. Петрухин, «Советская Россия», №116.