МОЯ ЭПОХА, как и эпохи предшествующих пятилеток, особенно громко заявила о себе ударными комсомольскими стройками союзного и регионального значения. Сразу оговорюсь: здесь, как и вообще в окружавшей нас действительности, довелось видеть и наносное, ложно-пафосное, а то и откровенный бардак, о чем мы, провинциальные журналисты, тогда писали, ведя, например, скрупулезный счет кубометрам отсыпанного в тело насыпи БАМа грунта, критиковали отстающие строительно-монтажные тресты, управления и ГОРЕМы (спрячьте улыбки, речь о головных ремонтно-восстановительных поездах). Не все выдерживали многолетний быт в бараках и вагончиках, тяжелую и зачастую рутинную, не престижную работу.
Даже на первой для себя «громкой» и чистенькой стройке, на Эстонской ГРЭС, довелось испытать прелести неподготовленного «фронта работ», из-за чего мы, бойцы сводного уральского студенческого отряда и, как выяснится позднее, по совместительству оккупанты (по словам европеизировавшихся прибалтов), – мы вынуждены были бетонировать подвалы и площадки для сушки белья (диковинка для абсолютного большинства городов, в том числе и Омска). Что уж говорить о Байкало-Амурской магистрали, рельсы коей предстояло проложить на трех с лишним тысячах километров, когда не было еще железнодорожной нитки Бам – Тында, связавшей Транссиб с будущим БАМом. Когда не было планируемых 60 городов и поселков. Когда даже никаких дорог не было! Когда строительные отряды республик, краев и областей и батальоны воинов-железнодорожников добирались на место дислокации кто как, но – все как один – исключительно в экстремальных условиях.
Это в числе других с лихвой испытали, пройдя сотни километров, члены экспедиции Омского института инженеров железнодорожного транспорта – пожалуй, одной из самых экзотичных экспедиций, она составляла геоэлектрический портрет трассы с целью защиты будущих энерголиний от гроз и других электропомех!
Повезло, считаю, мне. Исписав многие тысячи критических строк, отчего, согласно профессиональной шутке, руки по локоть были в крови чинодралов и хапуг, я неизмеримо больше строк посвятил рассказу о людях совсем иного склада. Будь это на буровой на Сахалине, где я три недели поработал бок в бригаде Алексея Мончика, враз как-то посеревшего в тот день, когда бурение пришлось свернуть, нефти в этом месте не оказалось. Много симпатичных людей узнал на строительстве оренбуржских газзаводов, где готовил (вместе с однокурсником Андреем Альтовым) первые номера многотиражки. И еще более – на стройплощадке крупнейшей в мире домны №6 в Нижнем Тагиле, когда редакция доверила мне, студенту еще, должность исполняющего обязанности заведующего отделом строительства в «Тагильском рабочем». Или на Зейской ГЭС – первенце дальневосточной гидроэнергетики, а затем и Бурейской ГЭС, куда перебрался в составе команды начальника стройки Героя социалистического труда Алексея Шохина мой большой дружок, начальник комсомольского штаба Женя Ханхалаев.
А с другой стороны – может, сам все это искал? Никто ведь меня не заставлял распределяться после вуза на Дальний Восток. И на таежной буровой я застрял, благополучно заваливая программу поездки, по своему хотению. Да и не являясь комсомольским функционером, я не сильно-то брыкался, увязая то и дело, начиная со школы, в комсомольской работе. То в качестве председателя студенческого научного общества, то в ипостаси председателя областного совета творческой молодежи (премии Амурского комсомола, дискуссии в закрепленном за нами кафе «Багульник», творческие семинары и проч.).
Публикуемые по случаю юбилея комсомола фрагменты – из моих публикаций семидесятых годов. Выбрать было тяжело. И кромсать тексты – тяжело. Да и читая, с высоты сегодняшнего профессионального опыта, иронично улыбаюсь, сейчас бы сделал по-другому. Но строки дороги – хотя это не литература, тщательно выделанная, и это только небольшие штрихи к коллективному портрету моего поколения, – они, надеюсь, передают и донесут до читателя, оживят в памяти настроения той эпохи.
Лично видел, лично слышал. Лично ощущал.
Читайте материалы Адама Остаповича Погарского, как прошлые с ударных комсомольских строек, так и настоящие в новом выпуске «Красного Пути».