3 сентября 1947 г. после перерыва, вызванного войной, возобновилось строительство Ленинградского метрополитена.
Вопрос о проектировании подземного метрополитена был поставлен в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А.Н. Косыгина. Работа пошла. К апрелю 1941 года были заложены все 34 шахтных ствола. На время войны все работы по строительству Ленинградского метрополитена были отложены и возобновились лишь 3 сентября 1947 года. 7 октября 1955 года был запущен первый обкаточный электропоезд.
5 ноября 1955 года был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена. Так, через десять лет после окончания войны, Ленинград получил подземный транспорт, оформленный в стиле сталинской архитектуры.
Торжественное открытие состоялось 15 ноября. В общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства первой очереди метрополитена.