125-летие Владимира Маяковского — большая и серьёзная дата в отечественной литературе и культуре в целом. Прежде всего она в очередной раз подтверждает слова Иосифа Виссарионовича Сталина, начертанные им буквально в качестве резолюции — но на самом деле как руководство к действию — на письме Л. Брик: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличное отношение к его памяти и произведениям — преступление».
К ЭТИМ словам Сталина следует отнестись с особым вниманием: Сталин был не только руководителем страны и партии, не только профессиональным революционером и марксистом-ленинцем. Он был, кстати, не только семинаристом, но ещё в юности мэтры грузинской литературы признали его как многообещающего и талантливого поэта. Сталин хорошо знал, понимал и чувствовал русскую поэзию, русское слово, русский язык. Его мнение о Маяковском — это мнение глубоко культурного и знающего человека.
В личности Маяковского им был угадан не просто и не только певец Революции, но и продолжатель главной традиции русской литературы — пушкинской традиции: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа… …И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…». А Маяковский, следуя пушкинской традиции, скажет в новом, ХХ веке, в новой, Советской стране: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтёмся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм!»
Энергия Маяковского неиссякаема прежде всего потому, что всегда питалась из двух источников: великой и благородной социальной идеи новой России, которой он был беззаветно предан, и традиционной идеи патриотизма. Советского патриотизма!
Между тем Маяковский был абсолютно русским поэтом: его авангардизм, а точнее футуризм — такое же русское явление, как всякое обновление в культуре новых веков. Пушкин пришёл в русскую литературу с обновлённым русским языком, на котором мы говорим до сих пор. Маяковский вывел русскую поэзию на площадь, разместил в витринах и окнах РОСТА, придав ей новую интонацию, походку, шаг.
Маяковский пришёл в Революцию почти подростком, подобно Кирову, Дзержинскому и многим другим. Он был человеком, преданным своему поколению, но одновременно человеком и поэтом будущего.
Его оптимизм — заразителен: «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в Советской есть!» Не случайно талантливый русский композитор Георгий Свиридов написал знаменитую ораторию именно на эти стихи Маяковского! Это был оптимизм победного свойства: в его основе лежало народное чувство созидания, справедливости и нравственный максимализм.
Маяковский создал неподражаемую галерею портретов своих выдающихся современников, но главную часть своего большого сердца он отдал Владимиру Ильичу Ленину, сделав его героем своей одноимённой поэмы.
Безразличное отношение к памяти Маяковского и сегодня, по формулировке Сталина, преступление. А значит, преступлением является и забвение главного памятника поэту —
социализма. «Стихи о советском паспорте» — историческое и пророческое стихотворение поэта. Оно громко аукнулось нам в годы «перестройки», именно тогда, когда произошло предательское разрушение Советского Союза.
В прошлом, 2017 году наша партия сделала всё возможное, чтобы напомнить соотечественникам и всему миру о значении и смысле Великой Октябрьской социалистической революции, которой беззаветно служил любимый поэт многих поколений советских людей и особенно — молодёжи.
Он и сегодня любим и почитаем лучшей частью нашей молодёжи. И я верю, что всегда будет любим и памятен в народе главный нерукотворный памятник, который воздвиг себе Маяковский, — «все сто томов его партийных книжек».