5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда». С этого момента она стала главного газетой большевиков, а после Гражданской войны – главной газетой в СССР. «Правда» являлась официальным основным печатным средством массовой информации не только государства, но и партии – РСДРП(б) – РКП(б) – ВКП(б) - КПСС.
Основателем «Правды» был В.И. Ленин, первые годы литературный раздел газеты возглавлял М. Горький, а в состав секретариата входил будущий нарком иностранных дел В.М. Молотов. В 1930-х – начале 1950-х годов курировал издание сам И.В. Сталин. В конце прошлого века работа газеты дважды приостанавливалась в связи с острой политической ситуацией в стране: в августе 1991 года и октябре 1993 года.
После распада Советского Союза «Правда» стала главным печатным органом КПРФ – партии-наследницы КПСС, и остаётся ей до настоящего времени. И хотя в 1991 году была назначена другая дата нового праздника – 13 января (День Российской печати), более привычным и дорогим для журналистов остаётся 5 мая.
"Правда", май, 2020 года: К годовщине выхода первого номера «Правды» и первого Дня рабочей, партийной печати
5 мая 1914 года та часть российского пролетариата, которая поддерживала большевиков, впервые отмечала День рабочей, партийной печати. В этот день не было ничего праздного. Наоборот, и редакция, и те, кто проводил, как говорил В.И. Ленин, «линию «Правды», были сконцентрированы на сплочении рядов народного сопротивления, на пропаганде революционного марксизма, на борьбе с отступниками от большевистского курса. В номере газеты, вышедшем в день второй годовщины «Правды», были опубликованы две статьи Ленина – «Из прошлого рабочей печати» и «Наши задачи». Они, как и многие ленинские работы, предшествовавшие Дню рабочей печати, сохраняют своё методологическое значение, актуальность, вектор нацеленности на революционную борьбу в нынешнее переломное время.
В ПЕРВОЙ «ЮБИЛЕЙНОЙ» статье Ленин сразу же брал быка за рога:
«История рабочей печати в России неразрывно связана с историей демократического, социалистического движения». Дав краткую и ёмкую характеристику трёх его этапов, Владимир Ильич обратил внимание на «замечательный факт, далеко ещё недостаточно оценённый по сю пору: как только возникло массовое рабочее движение в России (1895–1896 гг.), так немедленно появляется разделение на марксистское и оппортунистическое направления, – разделение, которое меняет форму, обличие и т.д., но остаётся в сущности тем же самым… Очевидно, есть глубокие социальные, классовые корни именно такого, а не иного какого-либо разделения и внутренней борьбы между социал-демократами».
Подтверждая исходную мысль, с которой начиналась статья, Ленин далее продолжал: «История русской печати за двадцатилетие 1894 – 1914 гг. есть история двух направлений в русском марксизме и русской (вернее: российской) социал-демократии. Чтобы понять историю русской печати в России, надо знать не только и даже не столько названия разных органов печати, названия, ничего не говорящие современному читателю и только сбивающие его с толку, а содержание, характер идейную линию отдельных частей социал-демократии».
Вслед за В.И. Лениным нам, ленинцам, целесообразно исходить из того, что история служит лучшему пониманию современности, помогает делать наиболее точными злободневные выводы. Исходя из такого принципа, Ленин в завершающей части этой статьи указывает ориентиры, которые были существенными и тогда, когда оставалось до Октябрьской революции пять лет, и сейчас, через почти 110 лет после их изложения: «Плохую услугу оказывают рабочему движению те слабонервные интеллигентские друзья его, которые отмахиваются от внутренней борьбы среди с.-д. и наполняют воздух возгласами и призывами отмахнуться от неё. Добрые, но пустые это люди и пустые их возгласы.
Только изучая историю борьбы марксизма с оппортунизмом, только знакомясь основательно и подробно с выделением самостоятельной пролетарской демократии из мелкобуржуазной мешанины, передовые рабочие обязательно укрепят своё сознание и свою рабочую печать».
«Наши задачи», вышедшие в том же номере «Правды», по сути развивали подходы статьи «Из прошлого рабочей печати России». В ней есть, правда, необычный для современного нашего читателя тезис: правдисты для Ленина – это прежде всего не журналисты, работающие в этом издании, а… рабочие, читающие эту газету, поддерживающие её, реализующие «линию «Правды» на практике. Он так и писал:
«Рабочие-правдисты, отстояв в самое трудное и тяжёлое время свою линию от преследований извне и от уныния, маловерия, малодушия, измены изнутри, с полной сознательностью и твёрдостью могут сказать теперь себе: мы знаем, что мы на верном пути, но мы делаем только ещё первые шаги на этом пути, и нам предстоят впереди главные трудности, нам ещё многое надо сделать, чтобы укрепиться обязательно самим, чтобы поднять к сознательной жизни миллионы отсталых, спящих и забитых пролетариев».
Такое вроде бы неожиданное толкование понятия «правдисты» Ленин убедительно объясняет читателям, указывая на то. что за два года издания «Правды» она сплотила вокруг себя идейно и «до известной степени также организационно» сознательных рабочих, что благодаря её усилиям создана и развивается последовательно-марксистская рабочая печать.
НО ЕСЛИ ВСЛЕД ЗА ЛЕНИНЫМ мы говорим о «линии «Правды», то не имеем права ограничиваться обзором только номера, выходившего в День рабочей, партийной печати. Мы должны проследить эту линию на серии газетных номеров. Да и газетные традиции таковы, что к значимому для издания событию оно готовится загодя.
Например, за полмесяца до впервые отмечавшегося Дня рабочей печати в «Правде» вышла ленинская статья «Прикрашивание буржуазии левонародниками», посвящённая искажению ими статистических данных, касающихся изменения классовой структуры деревни. Эти искажения направлены на то, чтобы, с одной стороны, скрыть пролетаризацию российской деревни в начале ХХ века, а с другой – исказить роль буржуазии в эксплуатации наёмного труда. Разоблачение «левонародников», скатывавшихся к либерализму, непосредственно связано с линией «Правды», с линией Ленина, для которых методологической основой анализа социальных процессов является разработанный К, Марксом и Ф. Энгельсом классовый подход. Ленин писал в этой статье:
«Посмотрите же на данные этого нового защитника буржуазии.
Он начинает с хозяйств до 2 гектаров. Число их было в 1882 г. — 58,03%; в 1895 г. — 58,22%; в 1907 г. — 58,89%. Рост, не правда ли?
А о том, что это есть рост наёмных рабочих, наш «левонародник» умолчал!!!
Статистика, которую он извращает, говорит определенно: из 3 378 509 хозяйств до 2 гектаров (1907 г.) только 474 915, т. е. немногим более одной десятой доли, являются самостоятельными земледельцами по своей главной профессии. Большинство же — наёмные рабочие (1 822 792).
Из 3 378 509 хозяйств — 2 920 119, т. е. огромное большинство, суть подсобные хозяйства, главный же заработок здесь не земледелие.
Спрашивается, разве это не подкрашивание буржуазии и капитализма, когда за «трудовые хозяйства» выдаются батраки и поденщики, наёмные рабочие?!
Разве не служит здесь глупенькое словечко «трудовой хозяин» для того, чтобы затушевывать пропасть между пролетариатом (наёмными рабочими) и буржуазией?? Разве это словечко не служит протаскиванию буржуазных теорий??» (Т. 25. С. 61)
Безусловным проявлением «линии «Правды» является вывод этой статьи:
«Левонародники повторяют на деле учение буржуазии, развращая мелких крестьян «хозяйскими» иллюзиями. Вот почему марксисты ведут решительную борьбу с этим буржуазным развращением мелких крестьян (и отсталых рабочих) левонародниками».
ЕЩЁ ОДНА ГРАНЬ последовательного большевизма, который Ленин часто определял как «линию «Правды», ярко проявилась в его статье «Единство», вышедшей за 10 дней до Дня рабочей печати. Здесь в центре внимания проблема отношений с небольшевистскими (сейчас сказали бы: с некоммунистическими) организациями. Сегодня эта чрезвычайно актуальна для КПРФ, так как некоторые политические структуры, навязывающиеся к нашей партии в союзники, стремятся окончательно ликвидировать и её опору на марксистско-ленинскую идеологию, и ту революционную сущность, которую партия декларировала на ряде пленумов Центрального Комитета, и необходимый в меняющихся условиях курс на активную классовую борьбу. Всё это в совокупности есть не что иное, как типичное ликвидаторство.
Подобные действия Ленин определял как «издёвка и над единством, и над волей рабочих». И строго научно пояснял:
«Не может быть единства ни федеративного ни какого-либо другого с либеральными рабочими политиками, с дезорганизаторами рабочего движения, с нарушителями воли большинства. Может и должно быть единство всех последовательных марксистов, всех защитников марксистского целого и неурезанных лозунгов независимо от ликвидаторов и помимо них.
Единство — великое дело и великий лозунг! Но рабочему делу нужно единство марксистов, а не единство марксистов с противниками и извратителями марксизма. (Выделено мной. – В.Т.)
И каждого говорящего об единстве мы должны спросить: с кем единство? с ликвидаторами? — Тогда нам нечего делать вместе.
А если речь идёт об единстве действительно марксистском, — тогда мы скажем: с самого возникновения правдистских газет мы зовём к сплочению всех сил марксизма, к единству снизу, к единству на практической работе».
Разработанная В.И. Лениным и реализованная редакцией «линия «Правды» определяла характер не только этой центральной большевистской газеты, но и других изданий, в которых печатались постоянные авторы «Правды». В этом отношении показательна ленинская статья «Ещё одно уничтожение социализма». Она была опубликована в журнале «Современный Мир» в период подготовки первого Дня рабочей печати. Журнал этот возглавлял колебавшийся в ту пору между большевиками и ликвидаторами Г.В. Плеханов. Ленинская статья стала образцовым проявлением «линии «Правды». Анализируя очередную работу бывшего марксиста П. Струве, уже давно вылинявшего до уровня типичного кадета, Ленин убедительно раскрыл заинтересованность буржуазии в ликвидаторстве. Он прежде всего отметил у «прогрессивных марксоедов» симуляцию «”почтения” к Марксу: на словах почтение осталось, на деле исконное непонимание материалистической диалектики и теории классовой борьбы привело к отречению и от теории трудовой стоимости». (С. 34).
Ленин откровенно издевался над «методологией теоретических рассуждений ликвидаторов, широко используемой, кстати, их нынешними наследниками: «поднимать или, вернее, задевать тысячу и один вопрос, обо всём “говорнуть”, всё представить взвешенным и учтённым, а на деле ничего не дать, кроме окрошки цитат и беглых замечаний».
Естественно, что «линия «Правды» не закончилась в День рабочей печати. Отмеченное Лениным существование этой «линии» является самым убедительным признанием принципиальности и последовательности «Правды».
9 июня в «Правде» в статье «Об авантюризме» снова остро рассматривается вопрос о ликвидаторстве. Думается и сегодня чрезвычайно важны ленинские определения альтернативных течений в рабочем движении – и не только для 1914 года, но и для первой четверти XXI столетия. Вот как Ленин определял ликвидаторство:
«Ликвидаторство есть течение. У него есть почти 20-летняя история, ибо оно — прямое продолжение «экономизма» (1895—1902) и порождение меньшевизма (1903— 1908). Либерально-буржуазные корни и либерально-буржуазное содержание этого течения признано решениями (1908 и 1910; недаром их боятся даже опубликовать полностью ликвидаторы!!). Либеральные идеи ликвидаторов связаны и цельны: долой подполье, долой китов, за открытую партию, против «стачечного азарта», против высших форм борьбы и т. д. Сочувствие ликвидаторам в либерально-буржуазном «обществе» и у кадетов и у беспартийной (и околопартийной) интеллигенции давнее и прочное. Ликвидаторство серьезное, только не марксистское, не пролетарское, а либерально-буржуазное течение. О «мире» с ликвидаторами могут говорить лишь люди без головы».
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, как В.И. Ленин определяет течение в рабочем движении, альтернативное ликвидаторству. Он его называет «правдизмом». Вероятно, более высокой оценки «Правда» не могла и не может получить ни в прошлом, ни в будущем. Задача – оставаться достойной ей во все времена. Но обратимся к определению:
««Правдизм» есть течение, давшее точные марксистские ответы, резолюции (1908, 1910, 1912, 1913 — февраль и лето) по всем вопросам тактики и организации и программы. Преемственность этих решений со времен старой «Искры» (1901—1903) выдержана строжайше, не говоря уже о Лондонском (1907) съезде. Правильность этих решений проверена … опытом всех передовых рабочих, которые признали эти решения своими. «Правдизм» объединил на деле». (Там же).
А теперь откроем номер газеты за 3 (16) мая. Бесспорно, что его «гвоздём» была статья «Ещё о политическом кризисе». Она начинается с принципиального методологического вывода:
«Всякий политический кризис, независимо от его исхода, приносит пользу тоже тем, что делает тайное явным, вскрывает действующие в политике силы, разоблачает обманы и самообманы, фразы и фикции, показывает наглядно и вбивает, так сказать, насильно в головы «то, что есть».
Поводом для серьёзного разговора о беспринципности политиков, ставших к 1914 году патентованными кадетами, но когда-то провозглашавших себя марксистами, да и теперь ещё при случае способных щегольнуть цитаткою из Маркса, стал возмутительный факт: они при голосовании важного вопроса (исключения на 15 заседаний из Госдумы социал-демократов и трудовиков) воздержались. Вождь большевиков пишет: «Какие бы моря чернил ни были изведены после этого… для сочинения софизмом и увёрток, вроде того, что мы-де не одобряли лишь «форму» выступлений с.-д и т. п., суть дела останется ясной для всякого не желающего себя обманывать человека». (Т. 25. С. 129). Увы, в нынешней Госдуме многие обманываться рады, уклоняясь от чёткой позиции при голосованиях лицемерных решений, рассчитанных уже не на 15 суток, а на 16 лет …
Вернёмся, однако, к номеру «Прамвды», вышедшей 22 апреля (5 мая) 1914 года, в день первого «празднования» Дня рабочей, партийной печати. В статье «Наши задачи» В,И. Ленин писал не только о газете, но и об отношении партии к ней, указывая на то, что, поскольку «правдизм» является корневой позицией партии, то она не может быть безразличной к главному носителю «правдизма». Он подчёркивал:
«Развивая дальше «правдистскую» работу, мы будем чисто газетное дело двигать вперёд рука об руку со всеми сторонами рабочего дела. «Путь Правды» (под этим логотипом выходила с 3 февраля по 4 июня – по новому стилю – 1914 года из-за царских преследований «Правда». – В.Т.) надо распространить втрое, вчетверо и впятеро больше, чем теперь… Надо добиться гораздо большей, чем в настоящее время, организованности читателей «Пути Правды», по отдельным фабрикам, заводам, районам и т. д., более активного участия в корреспондировании, в ведении газеты, в распространении её…»
Обобщая свои размышления о «правдистской работе», о «линии «Правды», о «правдизме», В.И. Ленин, полный оптимизма после периода реакции в связи с начатой партией и её боевым изданием революционной работой, утверждал:
«Мы знаем, что стоим на верном пути. Мы знаем, что идём рука об руку с передовыми рабочими всех стран. Мы знаем, что наше данное поприще работы – лишь маленькая частица целого, что мы ещё в начале нашего великого пути к освобождению. Но мы знаем также, что нет силы на свете, способной задержать нас на этом пути». И именно поэтому в следующих своих статьях в «Правде» Ленин беспощадно разоблачал ликвидаторов и прочих оппортунистов. Нам предстоит не на словах, а на деле быть учениками великого Ленина. Неотложно. Наступательно. С ускорением.
Виктор Трушков, интернет-выпуск «Правды от 5 мая 2020г.