Фильм может быть интересен представителям старшего поколения: в нем нет жирных намеков на то, что подвиг героев придуман советской пропагандой, нет очернения Сталина, Жукова и всего русского народа. До мельчайших деталей с исторической точностью воспроизведен знаменитый разъезд под Москвой в 1941 г, подвиг 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Даже речь политрука перед решающей схваткой воспроизведена со знаменитой, хотя и чуть подправленной фразой — «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»
Есть в нашем городе живые участники тех событий, которые помнят, что враг именно на этом рубеже был пусть ненадолго, но остановлен и понес потери — все это помогло потом при организации контрнаступления и разгрома уже видевших себя в Кремле нацистских вояк. Дело бойцов-панфиловцев и десятков других частей было правое — они победили, начав долгий путь к поражению фашистской Германии и красному знамени над рейхстагом.
Критикам, ищущим исторические несоответствия, не к чему придраться, со скрупулезной точностью возникают перед зрителем танки, оружие, форма, лычки — все как и было в начале войны. Впервые в постсоветском кино показана важнейшая роль в Красной армии политрука — не случайно ведь гитлеровцы не брали в плен комиссаров. Без вдохновляющего слова пережить весь ад, который, повторю, очень реалистично показан, нормальному человеку очень сложно. Кто-то должен позвать за собой, поддержать, встряхнуть, а не напугать и отправить в штрафбат, как было принято показывать 25 лет в российском кино и не только российском. Ну и конечно, нельзя не похвалить создателей фильма за патриотизм — все зрители смотрели, затаив дыхание.
Конечно, плакатный героизм в фильме все же дает о себе знать – герои будто бы лишены прошлого, у них нет ни любви, ни личных переживаний. И вообще, кроме политрука Клочкова и сержанта-украинца ни один персонаж не прописан. Откуда панфиловцы были призваны, какую жизнь оставили в июне 1941,— за кадром. Что касается «немецкой машины» она вообще выступает безликой – перед зрителями слепая масса живых гитлеровцев или каски уже убитых нашими бойцами. Гораздо интереснее было бы показать личность хотя бы одного врага, на его фоне ярче бы смотрелся наш подвиг.
Но, несмотря на всю «шершавость», фильм смотрится, магия человеческого движения в нем очевидна, глубина подвига безразмерна. Поэтому не удивительно, что у зрителя остается желание посмотреть фильм ещё и ещё раз.
Игорь ФЕДОРОВСКИЙ.