С тех пор омский электротранспорт развивался вместе с городом, решая задачи перевозки пассажиров по наиболее важным и напряженным маршрутам. Первая трамвайная ветка соединяла железнодорожный вокзал с центром города. Дальнейшее развитие электротранспорта было нацелено на обслуживание потребностей промышленных предприятий. Задачей трамваев была доставка рабочих из спальных районов к проходным и обратно.
Высшей точкой развития омского трамвая можно считать 80-е годы прошлого века, когда были построены все существующие трамвайные линии и проектировались новые, например, северо-западная ветка вплоть до Мясокомбината на Левом берегу.
В 90-е и нулевые годы омский электротранспорт понес значительные потери. Это объяснимо. Трамвай, троллейбус, как любой городской общественный транспорт, ориентированы на рядового горожанина, их задача – дать людям, не имеющим личных авто, возможность комфортно и недорого передвигаться по городу. Идея общественного транспорта, кто бы что ни говорил, – эти идея социалистическая. Но в условиях дикого российского капитализма чиновники меньше всего думают об интересах рядовых горожан. К тому же развитие электротранспорта – дело повседневное и негромкое, на нем нельзя получить столько «откатов», как на «стройках века» вроде метро и гидроузла.
Власти вспомнили о трамвае лишь в последние годы. Огромную роль в том, чтобы о трамвае всерьез заговорили на совещаниях в «высоких кабинетах» сыграли гражданские активисты – члены «Общества любителей трамвая». Десятки пикетов и других уличных акций заставили чиновников хоть немного, но обратить внимание на «трамвайную» тему.
Впервые за 10 лет омское трамвайное депо получило «половину» новой транспортной единицы – купили в Минске трамвайный корпус, который уже в Омске ставили на старые колесные «тележки» и оборудовали такими же старыми, много раз ремонтированными тяговыми двигателями. Нынешним летом «белорусский» трамвай вышел на линию под номером «12», ходит по 4-му маршруту. Пока это – единственное приобретение.
Но все же отношение к электротранспорту в городе постепенно меняется. Он – один из ключевых тем в проектах развития города, так что свой юбилей работники омского электротранспорта встречали пусть с робкими, но все же надеждами.
Евгения Лифантьева.
На снимке: трамвайные пути на ул. Маркса (перекресток с ул. Чкалова - в районе нынешнего ТЮЗа, 30-е годы).
Фото из коллекции Игоря Федорова.