11 октября 1936 года в СССР было основано промышленное предприятие, ставшее крупнейшим производителем бронетанковой техники.
Строительство Уральского вагоностроительного завода, как он изначально назывался, было начато в 1931 году в Нижнем Тагиле. Условия работы были крайне тяжёлыми, что приводило к необходимости смены основных бригад при опоре на бригады, формировавшиеся из комсомольцев и коммунистов. К строительству были подключены и заключённые.
2 марта 1936 года завод получил официальное наименование: Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского. Свой первый вагон завод выпустил 11 октября 1936 года. Эту дату и принято считать Днём Рождения Уралвагонзавода. Он стал первым в СССР заводом, спроектированным по конвейерному прямоточному принципу и одним из первых предприятий, строившихся исключительно силами отечественных инженеров.
Здесь с самого начала старались применять новейшие достижения в области вагоностроения, а в совокупности, на мощностях Уралвагонстроя к началу Великой Отечественной войны было выпущено вагонов больше, чем на всех остальных предприятиях СССР того же профиля за тот же период времени. Изначально Уральский вагоностроительный завод задумывался и воплощался в жизнь как промышленный гигант, и этот гигант оправдывал свои мощности и громкое имя. Годы Великой Отечественной войны покрыли Уралвагонзавод славой завода-танкостроителя. В спешном порядке на базе этого завода и 11 эвакуированных из центральной части СССР промышленных предприятий был образован Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна.
Номер предприятие получило от Харьковского танкового завода №183 им. Коминтерна, эвакуированного среди прочих на Урал. Его производственные мощности, развёрнутые на площадях Уралвагонзавода и специфика послужили основой для налаживания производства танка Т-34/76. Помимо танка-символа Победы, каким стал Т-34, завод в течение всей войны выпускал и другую военную продукцию: авиабомбы, артиллерийские передки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2. По проведённым статистическим подсчётам известно, что половина выпущенных в годы войны средних танков Т-34 разных модификаций была произведена именно на Уральском танковом заводе №183. Нужно отдать должное людям, которые сумели в тяжелейших условиях 1941 года наладить выпуск танков за 2,5 месяца и к концу войны достичь таких показателей массового производства, которые были лучшими в мире. Этому способствовало и внедрение в производство впервые в мировой практике автоматической сварки броневых листов. В середине войны Уральский танковый завод ежесуточно отправлял на фронт эшелон танков.
Более 6000 рабочих завода воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны, и около половины из них отдали свои жизни за Родину. За вклад в Победу над фашистской Германией завод был трижды награждён: в 1942 году – Орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году – Орденом Красного Знамени и в 1946 году – Орденом Отечественной войны I степени.
Сразу после окончания войны завод приступил к очередной реорганизации производства, возвращаясь к выпуску продукции своего основного профиля: изделиям подвижного железнодорожного состава. Началось производство большегрузных платформ, вагонов и полувагонов, железнодорожных и стационарных топливных и изотермических цистерн. Своё название завод поменял в мае 1945 года, когда стал называться Уральским вагоностроительным заводом имени И.В. Сталина, а в 1963 году название снова было изменено на Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского.
За успехи в деле освоение новых производственных технологий и достижения в производстве железнодорожной продукции, а также разработку и выпуск новейшего основного танка Т-72 завод награждался неоднократно. Дважды он был награждён Орденом Ленина (в 1935 и 1970 годах), а также Орденом Октябрьской Революции (в 1976 году).