КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Эжен Потье

ПотьеВставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов…

Эти строчки знакомы, наверное, всем жителям Земли. Интернационал, Международный коммунистический гимн, переведен практически на все языки мира. Его поют по всей планете от США до Японии, от Швеции до Аргентины. И конечно, очень часто он звучит во Франции, на родине своего создателя Эжена Потье

 

Автор Международного коммунистического гимна родился 4 октября 1816 года в Париже. Франция в то время была крайне неспокойным местом: всего лишь за двадцать семь прошедших лет она успела пережить свержение и восстановление монархии Бурбонов, власть двух конвентов и Директории, термидорианский и брюмерский перевороты, диктатуру Бонапарта, семь войн против всей Европы. После столь тяжелых испытаний новая революция была всего лишь вопросом времени. И она произошла в июне 1830-го года. Тринадцатилетний Эжен своими глазами видел, как трудовой народ Парижа штурмует Лувр и требует отставки короля. Мальчик воспринял это с детским восторгом: пока взрослые пробивались к бывшему дворцу, он стоял на лесах возводившейся часовни и кричал: «Да здравствует Свобода!» Чуть позднее Потье именно так назвал свое первое стихотворение, посвященное парижским событиям июня 1830-го:

Памятник вечный потомки поставят

Тем храбрецам, что погибли в борьбе,

И в Пантеоне героев восславят...

   Слава, Свобода, тебе!

 

Это произведение было лишь одним из нескольких, написанных подростком во дни Июньской революции. К началу 1831 года у юного поэта было уже так много стихотворений, что он решил издать собственную книгу на деньги, заработанные в мастерской отца. Вскоре томик «Юная муза» был напечатан, и Потье отправил один из экземпляров своему кумиру Пьеру-Жану де Беранже – знаменитому французскому поэту и свидетелю Великой революции. Вряд ли мальчик рассчитывал на ответ, однако получил его. Беранже послал молодому автору доброжелательное письмо и посоветовал ему продолжать творить. Эжен послушался бывалого поэта. Прошло немного времени, и в свет вышел второй том «Юной музы», начинавшийся с послания Беранже.

 

Вслед за ним в печать стало выходить все больше и больше стихов. Люди читали их и не понимали, каких взглядов придерживается автор. Не до конца понимал это и сам Потье. Долгое время он искал себя, метался между различными революционными идеями, пока в 1840 году не сделался сторонником бабувизма – французского социалистического учения, которое считается предшественником научного коммунизма – и не написал песню в духе этой идеологии (к сожалению, до наших дней она не дошла). Это творение было опубликовано в Лионе без ведома автора и завоевало огромную популярность среди рабочих юга Франции. Для самого Потье известие об этом стало весьма неожиданным, но приятным.

 

Между тем страна приближалась к новой революции. Политика Луи-Филиппа I, пришедшего к власти в 1830 году, уже не устраивала простой народ. Франция требовала возвращения республики и ликвидации погрязшего в коррупции режима. В феврале 1848 года недовольство достигло своего пика: тысячи парижан снова вышли на улицы. Среди них был и Эжен Потье. На этот раз он не просто наблюдал за революцией, как 18 лет назад, а активно участвовал в ней. Вместе с рабочими он выходил на баррикады, сражался с полицией и провластными войсками, а в перерывах между стычками сочинял стихи о третьей французской революции и о народе, эту революцию вершившем:

И Права требовал наперекор звериным

Законам. Он, как человек,

Хотел, чтоб Франция считала гражданином

Его отныне и во век.

За это право он умрёт. Пока он дышит,

Восстанья знамя будет рдеть.

Он на стенах дворцов худой рукою пишет:

"Свободным быть иль умереть".

 

Однако Франция не дала своему народу ни прав, ни свободы. Сменившее Луи-Филиппа Учредительное Собрание, состоявшее в основном из монархистов, вручило диктаторские полномочия прославленному своей жестокостью генералу Луи-Эжену Кавеньяку, на счету которого были смерти десятков тысяч алжирцев. Новый глава государства не стал прислушиваться к протестующим рабочим: по его приказу на бунтовщиков обрушился огонь артиллерии. Пролетарии сражались до последнего, но все-таки потерпели поражение. Целой гибели 11 тысяч человек Кавеньяк сумел сохранить режим Учредительного Собрания.

 

Такой конец восстания стал для Потье тяжелым ударом. Однако худшее было впереди: вскоре после расправы над рабочими во Франции прошли президентские выборы, на которых победил Луи-Наполеон Бонапарт, племянник легендарного императора. Поэт с самого начала понимал, что новый правитель не только ничего не сделает, чтобы облегчить долю прозябавших в нищете рабочих, но рано или поздно уничтожит только что появившуюся Вторую Республику. Потье оказался прав: прошло всего лишь четыре года и Президент Франции объявил себя императором Наполеоном III. Стихотворец ответил на это сатирическими песнями «Ура, Наполеон!», «Парад Империи» и своеобразным песенным некрологом республике под названием «Кто за нее отомстит?»

 

Но народ, еще помнивший пушки Кавеньяка, пока еще не собирался мстить за Республику. Империя крепла, и Наполеон III превращался в еще более жестокого и авторитарного правителя, чем его дядя. При этом политического таланта покорителя Европы в новом императоре не было. К 1870 году репрессии, цензура и несколько незначительных поражений в войнах привели к тому, что треть французов, в том числе и Потье, стали требовать отставки правительства. Чтобы спасти власть, Наполеон III пошел на крайние меры: он воспользовался провокацией прусского канцлера Отто фон Бисмарка и объявил войну конфедерации германских княжеств. По замыслу императора, победа над столь могучим противником могла укрепить позиции правительства в глазах граждан.

 

Эжен Потье воспринял новость о начале войны с негодованием. В знак протеста против политики властей он вступил во французскую секцию I Интернационала. Всеми силами он старался возбудить как во французском, так и в немецком народе отвращение к войне. Социалистам Германии он адресовал пацифистское обращение, которое, впрочем, не было воспринято всерьез. К соотечественникам же обращался так, как привык: стихами:

Война - и сразу загудели

 Нам в уши вороны: "Вперёд!"

 Нам безразлично в самом деле:

 Ведь каждый день война идёт.

Непримиримы и упрямы,

 Два класса в распре с давних пор.

 То здесь торговли волчьи ямы,

 То там в семье кровавый спор.

Ах, сын твой чести удостоен!

 Он призван - мало ли полков!

 Он в пасть одной из скотобоен

 Отправлен кликой мясников.

 

Франко-прусская война действительно стала для французских солдат настоящей «скотобойней». Всего за полгода армия империи Наполеона III была разбита наголову. 18 января 1871 года Бисмарк в сердце Франции – Версале – торжественно объявил о создании Германской империи. 26 февраля в том же Версале – в своем собственном дворце – Наполеон III подписал с новопровозглашенной страной мирный договор. Такого позора Франция еще не знала. Национальная гвардия – ополчение парижан, оборонявших родной город от немцев, – вышла против правительства с оружием в руках. Восстание быстро достигло успеха, вся власть в столице перешла в руки ЦК Национальной Гвардии, одним из делегатов которого был избран Потье. 26 марта Комитет провозгласил в Париже коммуну.

 

Следующие три месяца стали самыми напряженными в жизни уже немолодого поэта. На войну с коммуной были брошены только что вернувшиеся из Германии французские военнопленные. 21 мая они вступили в Париж. Неделю в столице шли уличные бои, перераставшие в настоящую резню. Наконец, 28 мая Коммуна пала. Потье ушел в подполье.

 

Казалось, что восьмидесятилетняя эпоха французских революций на этом закончилась, и силы, сражавшиеся за Свободу, Равенство и Братство, потерпели поражение в битве с реакцией. Но поэт так не думал. Через несколько дней после разгрома Коммуны он написал свою самую известную песню, в которой призвал рабочих всего мира объединиться в борьбе с угнетателями. Однако время для этого еще не пришло: «Интернационал» зазвучал по всему миру гораздо позднее, когда Эжена Потье уже не было на свете…

 

А в то время будущий международный коммунистический гимн существовал только в рукописях приговоренного к смертной казни коммунара. Спасаясь от преследований, Потье бежал в Англию, а через два года бежал в США. Там он оставался семь лет, пока в 1880 году французские власти не объявили членам Коммуны амнистию. Как только появилась возможность, Потье вернулся на родину. К разочарованию правительства, десять лет на чужбине не сломили дух поэта. Даже в свои последние годы он оставался убежденным коммунаром и непримиримым врагом государства. Потье без устали писал о классовых боях, о тяжелой жизни рабочих, с прежним упоением воспевал Коммуну. Когда в 1886 году горняки в Анзе объявили стачку, поэт одним из первых поддержал их и обратился к согражданам с призывом сделать то же:

В Анзее стачка... По полям

Гудит набат неутомимо...

Скорей, на помощь горнякам!

Им победить необходимо

Пусть дрогнет эта вся орда

Жиреющих от тунеядства

Кто рентой множит без стыда

Свои безмерные богатства!

 

Мир людоедов - палачей,

Кто шар земной, поля и нивы,

Считают вотчиной своей,

Чей бог единый - бог наживы!

 

Это стихотворение стало одним из последних творений Эжена Потье. На следующий год после стачки в Анзе он скончался. А еще через год во Франции впервые был исполнен его «Интернационал». Доселе мало кому известная песня, в шести строфах которой поэт сумел уместить все важнейшие помыслы трудового народа, быстро стала невероятно популярной. Ее пели на всех митингах и демонстрациях, тайно переводили и передавали друг другу рукописи. И, наконец, в 1918 году самая известная песня Эжена Потье зазвучало над новой коммуной, в которую теперь входил не один город, а огромные территории от Балтийского моря до Тихого океана. «Интернационал» стал официальным гимном РСФСР.

Теги