![зощенко](/sites/default/files/media1/sovkalendar/%C2%AB%D0%98%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%E2%80%93%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8F%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%C2%BB%20%28%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%29/%D0%B7%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE.jpg)
10 августа 1894 года в Санкт-Петербурге родился будущий классик русской литературы, драматург, сценарист и переводчик. Остриё его сатирических произведений направлено против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и других человеческих пороков.
В 1913 году Зощенко окончил Санкт-Петербургскую 8-ю гимназию. Один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (был отчислен за неуплату). Летом подрабатывал контролёром на Кавказской железной дороге.
В 1914 году Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава на правах вольноопределяющегося 1-го разряда. 5 января 1915 г. произведён в чин юнкера унтер-офицерского состава. 1 февраля 1915 г. окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте. Уже через месяц юного прапорщика отправили на фронт Первой мировой войны.
Оставив окончательно военную службу, с 1920 по 1922 год Зощенко сменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником и т. д. Близко познакомившийся с Зощенко в эти годы Николай Чуковский дал ему такой портрет: «маленький, оливково-смуглый, с офицерской выправкой, с высоко поднятой головой, с удивительно изящными маленькими руками и ногами».
В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья» (Л. Лунц, Вс. Иванов, В. Каверин, К. Федин, Мих. Слонимский, Е. Полонская, Н. Тихонов, Н. Никитин, В. Познер). Члены группы чуждались демагогии и тщеславной декларативности, говорили о необходимости независимости искусства от политики, в изображении реальности старались идти от фактов жизни, а не от лозунгов. Их позицией была осознанная независимость, которую они противопоставляли сформировавшейся идеологической конъюнктурности в советской литературе. Критики, опасливо относясь к «серапионам», считали, что Зощенко является «наиболее сильной» фигурой среди них.
На начальный период и дальнейшую эволюцию творчества Зощенко оказал сильное влияние языковой стиль поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
В 1930-е годы он больше работал в крупной форме: «Возвращённая молодость», «Голубая книга» и др. Начинает работу над повестью «Перед восходом солнца». Его повесть «История одной перековки» вошла в книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). В 1940 году написал книгу для детей «Рассказы о Ленине».
Сразу после начала Великой Отечественной войны Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, как имеющего боевой опыт. Получает отказ: «К военной службе не годен». Зощенко с первых дней войны поступает в группу противопожарной обороны (основная цель — борьба с зажигательными бомбами) и со своим сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек. Потом была эвакуация в Алма-Ату.
В 1920-30-х годах Зощенко был очень популярным писателем в СССР, он много ездил по стране с выступлениями, его книги многократно переиздавались. С началом Великой Отечественной войны писатель хотел пойти на фронт, но не был допущен по состоянию здоровья. Из блокадного Ленинграда его эвакуировали в Алма-Ату, где он работал в сценарном отделе «Мосфильма», написав сценарии к фильмам «Солдатское счастье» и «Опавшие листья».
Начиная с 1946 года М. Зощенко попал в долгий период опалы. Умер в 1958 году в Сестрорецке.
По произведениям Зощенко снято несколько фильмов, в том числе комедия Гайдая «Не может быть!».