Началом истории коммунистического движения в современном мире принято считать появление первых философско-экономических трудов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Однако на самом деле идеи, изложенные в «Манифесте Компартии», зародились гораздо раньше, чем в девятнадцатом веке. Еще в далеком Средневековье, а точнее, в эпоху Реформации находились люди, которые критиковали чудовищное социальное неравенство, самодурство королей, развязывание войн и причину всего этого – частную собственность. Одним из них был Томас Мор.
Сын судьи Высшего королевского суда Джона Мора, он не имел проблем с образованием, как большинство его современников. До 13 лет мальчик учился в школе Святого Антония, где выучил латынь, затем отправился служить пажом к архиепископу Кентерберийскому и члену кардинальского конклава Джону Мортону. У него, впрочем, юноша надолго не задержался: Томаса ждало куда более великое будущее, нежели вечное потакание прихотям церковника.
В 1492 году он, четырнадцатилетний паж, стал студентом Оксфордского университета. Именно там Мор познакомился с гуманизмом, распространявшимся в те годы по всей Европе. Профессора Томас Линакр и Уильям Гросин – сторонники идей нового времени – стали кумирами молодого человека. Конечно же, студенту было крайне интересно узнать об истоках гуманизма – философии, которую можно было смело назвать революционной. Он начал читать произведения мыслителей из далекой Италии и, в частности, знаменитого Джованни Пико делла Мирандола. Его биографию и одну из самых известных книг – «Двенадцать мечей» – Томас самостоятельно перевел на английский язык.
Возможно, он бы мог сделать для английского Ренессанса еще многое, однако отец юноши, недовольный тем, что тот изучает какие-то непонятные книги вместо того, чтобы учиться, потребовал от сына вернуться в Лондон. Там Томас быстро стал блестящим адвокатом. Однако юридическая карьера не прельщала Мора: биллям и законам он предпочитал труды Платона и Лукиана; выступлениям на судах – работу над собственными сочинениями.
Вскоре на одном из торжественных обедов он познакомился с Эразмом Роттердамским – руководителя философского кружка и виднейшего мыслителя всей Северной Европы. Тот помог своему новому другу войти в общество гуманистов, а позднее подготовил публикацию титанического труда, которому в дальнейшем было суждено изменить мир – книги «Утопия».
Это революционное произведение увидело свет в 1516 году, когда Мор – на тот момент один из младших шерифов Лондона и член английского Парламента – вернулся из Фландрии, где находился в составе посольства. Европа была потрясена изложенными в «Утопии» мыслями. Впервые в истории кто-то заговорил о «кровавом» рабочем законодательстве, только начинавшем тогда формироваться, и о страданиях крестьян, у которых лендлорды нагло отнимали землю. Затрагивались в книге и другие проблемы современного Мору общества, сохранившиеся и по сей день: самодурство правителей, жестокие смертные казни, постоянные войны… Однако, по мнению философа, от всех этих бед можно было избавиться достаточно быстро, всего лишь ликвидировав их первопричину. Частную собственность.
Мир, в котором все было общим, был представлен настоящим раем на земле. Чудесное государство Утопия, где нет частной собственности и денег, где каждый трудится всего по шесть часов в день, где все, в том числе и женщины, имеют право избирать и быть избранными, где гнушаются войной и вообще любым кровопролитием – такой Томас Мор видел идеальную страну. Но справедливости ради стоит заметить, что философ не был чужд средневековым предрассудкам. Атеизм в его «Утопии» считался преступлением, иностранцам отводилась роль наемников и даже рабов… Но тем не менее, для того времени – для варварского времени феодализма – это произведение было даже чем-то более радикальным, чем труды Маркса для XIX века. Мор обогнал свою эпоху, буквально перепрыгнув через формацию: он начал высказывать социалистические, хоть и не лишенные пережитков средневековой философии, – идеи, когда еще не сформировался даже капитализм.
Идеи эти, как ни странно, были восприняты английским королем благодушно. Генрих VIII даже даровал автору «Утопии» место в Тайном Совете – высшем законодательном органе страны, а в 1521 посвятил философа в рыцари. Наконец, в 1528 году сэр Томас Мор получил должность канцлера Англии и фактически стал вторым лицом в стране после короля. Это казалось настоящим чудом, особенно учитывая то, что с предыдущим монархом – Генрихом VII – гуманист имел весьма серьезный конфликт, закончившийся арестом Джона Мора. Но чудеса, к сожалению, не длятся долго. Вскоре фортуна отвернулась от канцлера.
Событие, приведшее к этому, произошло в 1517 году, когда немецкий священник Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов, тем самым провозгласив рождение новой религии – протестантизма. Три года спустя Мор, убежденный католик, вступил с основателем лютеранства в полемику, защищая семь таинств Католической Церкви и верховенство Папы Римского. Возможно, этот конфликт не имел бы для философа никаких пагубных последствий, если бы в 1532 году Генрих VIII внезапно не провозгласил себя протестантом, чтобы самовольно жениться на Анне Болейн. Возмущенный Томас Мор подал в отставку и в знак протеста даже не появился на коронации Анны. Последней каплей для короля стал отказ экс-канцлера принести присягу династии Тюдорам и признать их главенство над Церковью. В 1534 году Мора бросили в Тауэр, а через год обезглавили на Тауэр-Хилл.
Прошло почти четыре сотни лет. Мир кардинально изменился. Дикие Средние Века, в которых человеку могли отрубить голову за несогласие с господствующей религией, давно прошли. Однако фундаментальные проблемы общества, описанные Томасом Мором в его «Утопии», никуда не делись, как и породившая их частная собственность. В наши дни, однако против нее выступает не один философ, как это было в 1516 году, а миллионы человек по всему миру – миллионы приверженцев коммунистической идеологии, история зарождения которой неразрывно связана с именем сэра Томаса Мора.