Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала расширения своих полномочий для «стабилизации ситуации тарифного регулирования» в сфере ЖКХ. 21 января Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, воплощающий это требование в жизнь. Фракция КПРФ не поддержала его. И вот почему.
По действующему закону региональные энергетические комиссии (РЭК) не могут при установлении тарифов выходить за диапазон, определённый Федеральной антимонопольной службой. Если это происходит, то ФАС выдаёт предписание об устранении нарушений. В 2023—2025 годах сумма необоснованно включённых в тариф средств составила свыше 102 миллиардов рублей. Однако из 610 выданных ФАС в связи с этим предписаний об устранении нарушений 107 не были исполнены.
Внесённый правительством законопроект даёт региональным органам тарифного регулирования (тем же самым РЭК) возможность при исполнении решений и предписаний ФАС выходить за предельные уровни цен (тарифов), если они докажут, что это экономически обосновано. Это, по мнению правительства, позволит исключать из тарифа необоснованные затраты более оперативно, не дожидаясь окончания года, как происходит сейчас. Но есть одно «но».
Предложенный механизм может работать в обе стороны: как на снижение необоснованно установленных тарифов, так и на их повышение. Например, в случаях, когда по результатам досудебного спора ФАС выявит нарушение законодательства, которое привело к невключению в тариф экономически обоснованных расходов регулируемой организации и, как следствие, к недофинансированию ее деятельности, ФАС сможет самостоятельно устранить нарушения и восстановить нарушенные права регулируемой организации путём повышения предельного уровня тарифов. Кстати, зафиксировав необоснованное включение в тариф свыше 102 миллиардов рублей, ФАС затем отыграла назад: при рассмотрении разногласий было установлено, что около 50 миллиардов рублей из этой суммы всё-таки должны быть учтены.
И ещё одно надо иметь в виду. Никакие контрольные меры не вернут гражданам переплаченные средства. А суммы здесь огромные. Депутат Анжелика Глазкова сослалась на статистику: по данным ФАС, за 2025 год с населения взято лишних 35 миллиардов рублей, в том числе в сфере энергетики — 16 миллиардов, в теплоснабжении — 5 миллиардов, в водоснабжении и водоотведении — 2 миллиарда, за вывоз ТКО — 5 миллиардов.
Сегодня тарифная политика напоминает чудовищную свистопляску. «Например, в прошлом году власти Омской области рассматривали увеличение предельного индекса стоимости коммунальных услуг с 16,1 процента до запредельных 39,6, а также предполагали рост тарифов на отопление до 43,4 процента. И только после вмешательства Генеральной прокуратуры удалось этого не допустить, — сообщил омич Андрей Алехин. — Разброс тарифов на коммунальные услуги в 2026 году в Российской Федерации по регионам составит от 8 до 22 процентов». При этом минэкономразвития прогнозирует рост общего коммунального платежа на 9,9 процента, а тарифов на электричество для населения — на 11,3 процента, что значительно превышает средний прогнозный уровень инфляции в 4—4,7 процента. «Партия власти» предусмотрительно выводит себя из-под удара: с 1 января индексация коммунальных тарифов для всех регионов составила 1,7 процента, второе повышение произойдёт не с 1 июля, как раньше, а с 1 октября, когда уже состоятся парламентские выборы. И тогда тарифы будут отпущены на полную катушку.
Необходимо, считает коммунист Алехин, регламентировать отдельным нормативным актом, что максимальные показатели роста тарифов на коммунальные услуги не должны превышать официально установленный уровень инфляции за год.
На это предложение депутата официальный представитель правительства статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский заметил, что в действующем законодательстве уже есть ограничения роста коммунальных платежей и элементы социальной защиты граждан, когда при превышении определённого объёма коммунального платежа в доли семейного бюджета затраты субсидируются из региональных бюджетов. Только везде эти нормы разные. В большинстве регионов — 22 процента, как установлено Жилищным кодексом, в богатых регионах планка ниже: например, в Москве — 10 процентов, в Санкт-Петербурге — 14.
КПРФ настаивала и настаивает на ограничении платы за «коммуналку» 10 процентами семейного дохода. Однако засилье в федеральном парламенте представителей «партии власти» и её политических сподручных не позволяет реализовать это предложение в масштабах страны. Грядущие парламентские выборы — это битва за претворение в жизнь Программы Победы, которая предусматривает в том числе передачу ЖКХ в госсобственность и ограничение цен и коммунальных тарифов.
Проблема тарифообразования настолько болезненная для населения, что депутаты буквально засыпали представителя правительства вопросами.
Председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина напомнила о страшной трагедии, которая произошла в середине декабря в Бурятии, где заживо сгорели многодетные родители и один из восьмерых их детей. Причиной пожара стал дизельный генератор, которым семья вынуждена была обогревать дом после отключения за неуплату электричества. Депутат, апеллируя к словам президента, что любой принимаемый закон должен рассматриваться сквозь призму демографии, попросила объяснить, как будут учтены в будущем законе интересы отдельно взятого человека. На этот вопрос снова последовала отсылка к федеральному стандарту об ограничении расходов на коммунальные услуги, исходя из совокупного семейного дохода, — стандарта, который должен защищать малоимущих граждан, но, увы, не защищает.
«Каков вклад тарифов в целом в инфляцию, с которой так активно борется Центральный банк? Насколько рост тарифов на коммунальные услуги, в частности на электроэнергию, превышал официальную инфляцию, которая за пять лет составила 50 процентов?» — поинтересовался Олег Смолин. К сожалению, представитель правительства не смог ответить и на эти вопросы.
Но и без точных расчётов ясно как божий день: взвинчивание энерготарифов провоцирует инфляцию, подтягивая к себе и другие коммунальные тарифы, и цены на прилавках магазинов. Вопрос с национализацией ЖКХ надо решать, убеждён первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Путь внедрения в сферу ЖКХ концессий показал свою ущербность: концессионеры отлично справляются с повышением тарифов, не утруждая себя при этом обновлением и модернизацией коммунальной инфраструктуры. В пользу национализации свидетельствуют и тарифные дисбалансы. К примеру, в энергоизбыточной по генерации Ростовской области тариф выше, чем в соседних энергодефицитных регионах, куда ростовчане поставляют электроэнергию. Это же абсурд!
Депутат от Самарской области Михаил Матвеев обратил внимание заместителя руководителя ФАС на ситуацию в его регионе, где тариф на вывоз ТКО был повышен на 35 процентов, тогда как правительство устанавливало на 2025 год планку в 13,2 процента с отклонением 4 процента. Ни ФАС, ни прокуратура не смогли защитить граждан от этого коммунального грабежа. Изменится ли что-то с принятием закона? — обратился депутат с вопросом к докладчику. Сейчас антимонопольный орган не может отменить тариф на вывоз ТКО, в отличие от тарифов на электроэнергию, тепло- и водоснабжение. После принятия закона этот пробел, как следует из ответа представителя ФАС, будет устранён.
Обобщил позицию фракции КПРФ по предложенному правительством законопроекту Алексей Куринный. Он подчеркнул: «Россия — большая и холодная страна, где энергетика является стратегическим направлением. То, что было сделано с единой энергетической системой, иначе как преступлением назвать нельзя, и последствия той ошибки, совершённой в начале пути России, мы с вами до сих пор и разгребаем…»
Алексей Куринный, избранный от Ульяновской области, коснулся проблем с сетевыми компаниями. Градообразующее предприятие АО «УльГЭС», штат которой насчитывает 500 человек, оказалось сегодня в подвешенном состоянии. И всё это в разгар зимы. Урегулировать дисбалансы, возникающие между генерацией, сетевыми компаниями и потребителями, можно только одним способом — передав коммунальную и энергетическую системы в руки государства, заявил депутат.
Что у фракции КПРФ в правительственном законопроекте вызывает сомнения? Предельный максимальный уровень тарифов, который и без того не маленький, можно будет корректировать в сторону увеличения и одновременно подтягивать к минимальному тарифному уровню те регионы, где тарифы ниже порогового значения.
Ко второму чтению фракция КПРФ намерена внести свои поправки. А пока депутаты-коммунисты не стали голосовать за расширение полномочий ФАС в области тарифного регулирования.
Татьяна ОФИЦЕРОВА,
«Правда», №6 (31787) 23—26 января 2026 года

