КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Телеграм: Газета Красный Путь Youtube Обком-ТВ RSS

"Красный Путь", № 46: Финансы поют романсы, или Уравнение со многими неизвестными

18.11 13:33

В региональном парламенте стартовало обсуждение проекта областного бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 гг. Министр финансов Омской области Вадим Чеченко представил основные параметры доходной части бюджета региона.

Самые крупные статьи доходов – это налог на доход физических лиц (НДФЛ) и налог на имущество организаций.

Номинально цифры доходов возросли, но только за счет безвозмездных поступлений из федерального центра. Предполагается, что они составят 52 млрд рублей. Однако омичам от этого, как говорится, ни жарко ни холодно. Федеральные вливания будут направлены на строительство Красногорского гидроузла, Северного обхода, аэропорта Омск – Федоровка. Деньги же на реализацию крупных инвестпроектов и ряда социальных программ придется искать самим. Но искать негде: планов много, говорят о них год за годом, а по факту они не приносят отдачи: нет прорывных проектов, которые бы позволили создать тысячи новых рабочих мест и принесли деньги в бюджет региона.

На этом тревожном фоне меняется структура госдолга. Если в прошлом году величина коммерческих заимствований составляла 27 млрд рублей, то в этом превысила 30 млрд. При этом расходы на обслуживание госдолга вырастут на 1 млрд рублей.

В целом размер госдолга Омской области составит на 1 января 2026 г. 68,3 млрд руб. Из них 38 млрд – бюджетные кредиты, выдаваемые под низкий процент, остальные 30,3 млрд руб. – кредиты коммерческих банков, процент по которым платится по следующей схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 1% сверху. Соответственно, чем ниже ключевая ставка, тем платить легче. Сегодня она составляет 16,5%, и Омская область плотно подсела на «кредитную иглу».

В итоге депутатам сообщили, что доходная часть сформирована в объеме около 176,5 млрд рублей, с приростом свыше 10% к уровню 2025 года, тогда как расходные обязательства ориентировочно достигнут 178,1 млрд рублей. Однако в этом уравнении много неизвестных, главные из которых – реальный уровень инфляции, который мы предугадать не можем, и последствия для бюджета роста налога на добавленную стоимость.

Есть и другие риски. Например, в бюджет заложен заведомо оптимистичный прогноз по поступлениям от НДФЛ, оценка за на текущий период дается в размере 44,1 млрд руб., плановый прогноз по поступлениям в бюджет в 2026 г. по этой статье – 49 млрд. Прирост по сравнению с прошлым годом прогнозируется в размере 11,1%.

Также есть риски, что из-за повышения НДС часть предпринимателей уйдет в тень, и в итоге областная казна недополучит запланированные средства. Кроме того, нельзя спрогнозировать инфляционную составляющую, которая может съесть изрядную долю денежных поступлений.

В итоге областной бюджет принят в первом чтении. В декабре депутаты обсудят параметры расходной части главного финансового документа области, после чего должны принять его уже во втором чтении.

Владимир ПУШИЛИН.