Самый западный город не только Омской области, но и Сибирского федерального округа – Исилькуль – медленно разрушается. Исилькуль находится в 150 километрах от областного центра. Дальше – Казахстан. Площадь его, по официальным данным, составляет 39 квадратных километров – городок растянулся на 10‑11 километров в длину. Железнодорожная магистраль разделила его надвое, и эта линия стала не только физическим, но и социальным барьером. Вся основная инфраструктура – администрация, МФЦ, больницы, Пенсионный фонд, ледовый дворец и учреждения дополнительного образования – сосредоточена в северной части. А живут и работают люди в разных сторонах света. С 1 мая в Исилькуле сократили количество рейсов автобусов, двигающихся внутри поселка. Власти мотивировали это тем, что летом дети не ездят в школу. О том, что пенсионеры ездят на дачи, надо сказать, подумали. Как могли – в итоге добраться стало сложнее: путь увеличился чуть ли не на час.
Неудобства терпели в надежде, что с наступлением осени что-то изменится. Дождались – с 1 ноября ситуация стала хуже. Количество рейсов сократилось еще, как рассказывает Валентина Брищенко, первый секретарь местного отделения КПРФ Исилькульского района. Осталось только три: – Теперь рабочие с мясокомбината, например, расположенного на южной окраине у нулевого километра Полтавской трассы, вынуждены с утра выезжать на работу на час раньше, чтобы успеть к началу смены в северной части. Если они опаздывают на этот рейс, следующий будет только около полудня, что делает опоздание неминуемым. В таком же положении дети из отдаленных частей райцентра, например, так называемого городка Ноябрьск. Непонятно, как им добираться до школы. Пеший путь неприемлем – расстояние велико, а идти приходится по голой степи. Новое нелогичное расписание ввергло жителей в хаос, по словам Брищенко. Теперь многим приходится делать пересадку, оплачивая второй проезд. Он недешевый – 40 рублей, то есть дорога туда и обратно обходится в 160 рублей. В Исилькуле столько не зарабатывают, чтобы тратить на дорогу. Это в советское время он был известен своим промышленным потенциалом. Были тут предприятия транспортной сферы, в первую очередь железной дороги, и довольно крупные организации строительной и пищевой промышленности, элеватор, мебельная и трикотажная фабрики, цех телевизионного завода. В 80-х годах Исилькуль считался перспективным городом, где проживало 28 тысяч человек, с десятками благоустроенных улиц, застроенных красивыми и удобными домами, с хорошо развитой инфраструктурой. Увы, теперь от предприятий осталась лишь малая часть – даже количество людей, занятых на железной дороге, сократилось. Население официально уменьшилось до 19 тысяч с мелочью, неофициально, конечно, сильнее. Но и 19 тысяч – это чуть больше числа жителей в Исилькуле в послевоенные годы. Молодежь уезжает и предпочитает не возвращаться на малую родину. Народ возмущается транспортным коллапсом, виня местную администрацию. Ошибочно, как считает Валентина Брищенко (на фото), поскольку ключевые решения принимаются все же на областном уровне. Региональный бюджет сократил дотирование пассажирских перевозок, и Исилькульскому району приходится выживать на тех остатках, что удается найти в местной казне, соответственно – постоянно урезать маршруты и рейсы. Тем более что ездить по дорогам Исилькуля транспорту непросто. – Состояние дорог в Исилькуле, особенно в его южной части, ужасающее. Инвестиции в дорожное полотно носят точечный, косметический характер. Очень сильно разбиты внутрирайонные дороги. И надо сказать, что тут, на мой взгляд, как раз недоработка местных чиновников. Чтобы попасть в федеральную программу по ремонту дорог, требуется так называемый паспорт на каждую улицу. За годы моей работы в Совете района каждый раз разговор упирался в эти паспорта. Создается впечатление полной бесхозяйственности и бюрократической волокиты, когда чиновники не в состоянии подготовить базовые документы для улучшения жизни граждан, – говорит Брищенко. Ситуация с дорогами лишь часть общей картины системного запустения, которое переживает некогда благополучный городок. Проблемы с содержанием некоторых объектов городской среды заметил даже губернатор Виталий Хоценко, навестивший нынче летом Исилькуль перед проведением здесь юбилейной, 55-й спартакиады «Королева спорта». Он напомнил местным властям, что жители выбирают проекты благоустройства, голосуют за них, а потому надо обеспечивать порядок на этих территориях. Но… К новому учебному году наконец открыли новую школу № 2. Здание возводилось по президентскому нацпроекту «Образование» и народной программе партии «Единая Россия», как было широко распиарено. Правда, ждать детям пришлось 7 лет – столько шли работы. За это время на объекте сменилось 4 подрядчика, было возбуждено уголовное дело из-за хищения 58 млн рублей. Тем не менее открыли, как водится, с помпой. А удобного пешеходного подхода к школе до сих пор нет. Увы, сфера благоустройства стала наглядным примером того, как государственные деньги разбиваются о стену бюрократии и бездушных стандартов. – Ярчайший пример – ремонт улицы в центре города, который провели в рамках национального проекта, – рассказывает Валентина Ивановна. – Вместо положенных 6 метров проезжую часть сделали шириной всего 4,5 метра! А на этой улице расположены ЗАГС, мировой суд, Пенсионный фонд и Дом детского творчества – места массового посещения. Пешеходных дорожек не предусмотрели вовсе. Когда я подняла этот вопрос на Совете района, мне доказывали, что по норме там 6 метров. Я вышла с рулеткой и лично замерила – 4.5 метра. Позже услышала по Центральному радио репортаж из другой области, где люди возмущались точно такой же проблемой. Это свидетельствует о системной ошибке – бездушных, спущенных сверху нормативах, не учитывающих местную специфику и реальные нужды людей. Другой вопиющий случай – бульвар «Озерки» в Исилькуле. Его благоустройство должно было начаться еще в 2023 году. Подрядчик работы вовремя не начал, потом контракт с ним и вовсе был расторгнут, а в мае 2024-го на него завели уголовное дело за хищение из бюджета: 47 млн получил, а работу не выполнил. В итоге бульвар открылся в сентябре 2024 года, но разочаровал исилькульцев. Кроме прочего, здоровые деревья, украшавшие центр многие годы, заменили на чахлые «прутики», которые, несмотря на все подпорки и веревки, благополучно засохли. Перед «Королевой спорта» опять вмешался губернатор, заявив, что бульвар, построенный по нацпроекту, нужно привести в порядок. Несмотря на это, никаких изменений в лучшую сторону жители не заметили. – Транспортный коллапс, убитые дороги и показное, неэффективное благоустройство – это звенья одной цепи. Власть демонстрирует полное отчуждение от реальных проблем людей. Деньги осваиваются миллионами, а качество жизни неуклонно снижается. Мы движемся к тому, что наш город окончательно превратится в захолустье, откуда молодежь будет уезжать, а оставшиеся жители – доживать в условиях разрушающейся инфраструктуры, – считает Валентина Брищенко.
Наталья ЯКОВЛЕВА.

