Точнее, не кто идет, а кто едет. Популярная сегодня услуга: доставка еды на дом – вызывает неоднозначное отношение у омичей. Что это: удобство или проблемы? Велосипедисты с термопакетами заполонили Омск: «Яндекс еда», «Сбер», «Самокат»… Не сочтите это рекламой доставки. Ее и без нас в интернете хоть отбавляй. Просто нам вместе со съемочной группой «Обком ТВ» захотелось расспросить омичей: доставка с бесконечными «велорикшами еды», как зовут их Москве, – это удобство для вас или очередная проблема, когда по пешеходной дорожке из-за этих самых доставщиков спокойно не пройти? И еще: это правильно, что бизнес вновь и вновь создает проблемы не вовлеченным в него гражданам?
Галина Корчагина, пенсионерка, 70 лет:
– Редко услугой доставки пользуюсь. А так – нормально. Не все же будут ходить по магазинам или в столовую, или в рестораны. Надо как-то питаться. Мне доставщики не мешают. Но встречается всякая категория людей, в том числе среди них. Кто-то из них, может, и помешает. Идешь по дорожке, а в спину звонит тебе доставщик с сумочкой. Доставку лучше, конечно, на автотранспорте организовать, а не на велосипедах и самокатах. Велосипедист кого-то сбить может, аварию спровоцировать. Излишество неудобное, я считаю.
Иван, студент, 20 лет.
– Еду не особо часто заказываю. Пиццу разве что. Доставщики лично мне не мешают. А знакомым? Ну, только тем, кто водит машины – это да. Но меня это не касается… А фамилию зачем говорить? А, ну, если все говорят… (Улыбается.) Прощенко.
Нина Чащина, пенсионерка, 68 лет:
– Еду часто заказываю. Нормально, все хорошо. Вообще-то не я заказываю. У меня дочка заказывает. В этом… «Самоваре» или че там у них… Есть же такой? Ну, вот… Не мешают ли доставщики мне на самокатах? Не много ли их развелось, спрашиваете? Именно их развелось? (Смеется.) Или людей ленивых, которые дома сидят и не ходят в магазин, да? Не знаю. Я считаю, это работа и работа. Мне доставщики не мешают. Я из числа «ленивых». У дочери деньги есть…
Каролина Никоненко, студентка, 19 лет:
– В основном роллы заказываю, фастфуд – ну, такое. Доставка на велосипедах – это скорее хорошо, чем плохо для меня. Мне ни звонки их велосипедные не мешают, да и конфликтов не было тоже. Я мобильна. Главное – не мешать друг другу… Представлюсь, конечно… (Внезапно с подозрением.) А зачем вам моя фамилия?
Сергей Швалев, курьер, пенсионер МВД, 63 года:
– Я сам работаю курьером в магазине, к доставщикам нормально отношусь. Вожу продукты. На чем? На машине. На велосипеде не пробовал. Зачем, если есть машина? Не тот возраст уже! Немного зарабатываю, не скажу, сколько. Ну, коллеги по 30 – 40 тысяч имеют в месяц. Некоторые даже по 50, но надо сильно постараться, тяжело. Такое не каждый выдержит. А так… Думаю, что количество велосипедистов порождается спросом. Раз их столько много, значит, людям столько много нужно доставлять. Но! В какой-то степени проблемы есть, с другой стороны. Особенно много этих электросамокатов. Они ездят очень быстро и, зачастую, мешают и портят людям жизнь. Как это урегулировать? Должны на уровне правительства нашего решать вопрос. Власти обязаны где-то задуматься. Не просто сидеть вот там в Думе, получать большие деньги, какие-то законы против народа принимать, а вот именно за народ. Но почему-то они не хотят законы делать нормальные. Отсюда и бардак. Это они должны задуматься, а не вы с вашими опросами. Мы-то с вами ничего сделать не можем. А проблема есть, конечно.
Дмитрий Бондарев, студент, 18 лет:
– Изредка пользуюсь доставкой. Суши, пицца. Знаете, это хорошо с точки зрения экономики, что появляются новые рабочие места, и зарплата у людей достаточно хорошая. Но когда они едут на самокатах по тротуару, – это, действительно, мешает движению пешеходов. А иногда, при нарушениях правил езды, мешает и движению автомобилистов. Проблема есть. Нужно ее законами регулировать. Это дело наших депутатов, скорее всего. У меня недавно появился в друзьях доставщик еды. Студент. Только недавно начал работать. За час, там, 600 рублей сумел заработать. То есть весьма неплохо, я считаю… Сколько нужно в месяц зарабатывать, чтобы жить неплохо? Зависит от потребностей. В принципе, для комфортной жизни, наверное, ста тысяч рублей хватит вот на столько. (Проводит рукой по горлу с улыбкой Шуры Балаганова, мечтавшего уехать в Рио-де-Жанейро.) Но доставкой такую сумму заработать нельзя. Очень много штрафов. Из-за штрафов доставщики зачастую получают гораздо меньше заявленной суммы, которая была в рекламе вакансий, которую дают работодатели. Возможно, сто тысяч заработать реально. Только не в нашем регионе. А вот помехи с доставщиками есть из-за движения в неположенных местах. Ну, что сказать? Это бизнес по-русски. У нас ведь все не так.
Послесловие
В чем-то наши собеседники правы. Решать возникающие у обычных пешеходов проблемы логистики – не наша задача. На это есть законодатели, которые ночи не спят – занимаются решением вопросов государственной важности и принимают тысячи законов в течение очередной парламентской сессии.
Ну, так вот им еще одна задачка на переменку: решите цивилизованно проблему с доставкой еды, господа. Для вас, высокооплачиваемых парламентариев-многоходовщиков, – это пустячок. Не так ли? А обычным людям – избирателям вашим – жизнь хоть как-то облегчите. Или для вас это неинтересно?
Телевизионную версию этого материала смотрите в пятницу, 17 октября, на телеканале Обком ТВ.
Денис ЗАХАРЧЕНКО.