КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

О.Н. Смолин выступил с трибуны Госдумы 21 января 2025 года

21.01 20:07

- Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович!

Скоро Татьянин день и самое время поговорить о защите прав студентов, в данном случае студентов средних профессиональных учебных заведений.

Группой депутатов разных фракций в Госдуму внесён проект закона, авторы которого под предлогом заботы о качестве профобразования предлагают резко расширить сферу применения ЕГЭ в отношении выпускников учреждений СПО, поступающих в вузы. Для этого предлагается оставить право поступать в университеты по внутренним экзаменам только для тех, кто продолжает образование по профилю, который получил в СПО.

Мы считаем такой законопроект ошибочным и вредным. Вот десять аргументов против него.

Первое - ложная концепция. Мы всегда считали, что вреда от ЕГЭ больше, чем пользы и сферу его применения нужно сокращать. Законопроект идёт в прямо противоположном направлении.

Позиция депутатов от оппозиционных фракций вызывает изумление. Летом и осенью прошлого года был распиарен законопроект о полной отмене ЕГЭ, теперь депутаты тех же фракций выступают за расширение сферы его применения. Удивлению нет предела.

В отличие от наших коллег, которые требуют то похоронить ЕГЭ, то его удвоить, мы всегда предлагали мягкий вариант - перевести ЕГЭ в добровольный режим. Это позволит желающим из регионов поступать в столичные вузы, но избавит от дрессировки сотни тысяч старшеклассников.

Второе - ложная аналогия с высшим образованием. Мы всегда выступали за то, чтобы в вузах образование первой ступени бакалавр- специалист и образование второй ступени магистр, были совместимыми. Но аналогии с тем, что предлагает законопроект, здесь нет. Магистратура длится два года, и научиться за это время новой специальности вряд ли возможно. Базовая же ступень высшего образования теперь будет длиться от четырёх до шести лет и за это время выпускник вполне способен освоить новую профессию. Зачем ограничивать его право?

Третье - ограничение прав университетов. Действующий закон и порядок приёма в вузы даёт возможность самим университетам при необходимости принимать абитуриентов после среднего профобразования на основании ЕГЭ, но большинство вузов этим правом не пользуются.

Авторы законопроекта, видимо, полагают, что депутаты умнее ректоров, учёных советов и хотят присвоить себе то право, которое предоставлено вузам.

Вот вам не убиваемый аргумент. Обязательному ЕГЭ в России уже 15 лет, но качество высшего образования от этого не улучшилось. Кто не знает, что в стране все труднее найти квалифицированного специалиста, особенно инженера, конструктора, и ЕГЭ здесь не единственная, но важная причина.

Четвёртое - вред среднему профобразованию. ЕГЭ разрушает систему образования в школе, поскольку старшеклассники всерьёз изучают только те предметы, которые собираются сдавать в форме ЕГЭ.

Теперь нам предлагают разрушать систему профобразования. Вместо того чтобы готовиться к будущей профессии, студенты СПО будут дрессироваться на ЕГЭ.

Пятое - рост неравенства возможностей.

Спросим себя, какого количества молодёжи может коснуться законопроект? Ответ: половины.

После 9-го класса в систему СПО отправляют 60 процентов всех учеников, как правило, из семей с низкими и средними доходами. В случае принятия закона, доступ к высшему образованию тем, кто учится по рабочим специальностям, будет перекрыт практически целиком, совпадающих с вузовскими профилей обучения у них нет, количество часов по предметам, которые нужно сдавать на ЕГЭ, гораздо меньше, чем у старшеклассников, деньги на репетиторов практически отсутствуют. Это закупорка социальных лифтов - вещь крайне-крайне опасная.

Но по программам подготовки рабочих кадров учатся примерно 18 процентов студентов, а более 80 процентов по программам специалистов среднего звена, причём большинство с прицелом на высшее образование в вечерней или заочной форме. Нетрудно посчитать, что 80 процентов от 60 процентов выпускников 9-х классов - это около половины всей молодёжи, теперь её хотят заставить платить репетиторам.

Так, 43 процента студентов СПО и без того оплачивают обучение в нарушение Конституции, поэтому финансовое давление на их и их родителей   будет удвоено, а доступ к высшему образованию для 60 процентов молодёжи ещё более ограничен.

Шестое. Лоббирование интересов репетиторов и их кампаний. Пользу из законопроекта извлечёт одна категория: репетиторы и их кампании. Если сейчас им платят родители около 70 процентов старшеклассников, то после принятия закона будут платить ещё и около половины студентов СПО. В настоящее время доходы репетиторов от ЕГЭ составляют не менее 450 миллиардов рублей в год, а в случае принятия закона, будут удвоены. Расчёт на слайде.

Напомню, что весь федеральный бюджет образования в России чуть более полутора триллионов рублей.

Седьмое. Проблема набора в вузы. При поступлении в вузы специальность меняют не менее половины выпускников СПО, при этом исследования показывают, что связь между результатами ЕГЭ и успеваемостью студентов есть только на 1-м курсе, а к концу обучения она исчезает.

Качество высшего образования закон не поднимет, а дополнительные трудности с набором студентом возникнут у педагогических, инженерных и аграрных вузов. Кому это выгодно?

Восьмое. Обострение кадрового кризиса в образовании.

Доходы репетиторов в большинстве регионов в разы превышают зарплату учителя, поэтому всё большее число учителей уходит в репетиторы. По данным Центра экономики и непрерывного образования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации при нормальной ... в стране не хватало бы 250 тысяч учителей, некоторые эксперты поднимают эту цифру до полумиллиона.

Законопроект резко расширит запросы на услуги репетиторов и откачает из системы образования еще больше педагогов.

Девятое. Рост недовольства людей. 63 процента всех граждан выступают против единого госэкзамена. По заявлению Председателя Государственной Думы, причем в присутствии председателя правительства, единый государственный экзамен входит в пятерку факторов, вызывающих наибольшее количество вопросов граждан. Цитирую нашего председателя: "Система ЕГЭ, которую здесь некоторые продолжают защищать и хвалить, она несет в себе изъяны, и в прошлый раз говорили и сейчас надо подчеркнуть" (конец цитаты).

Однако в настоящее время ЕГЭ затрагивает около 40 процентов молодежи, а после принятия закона, ЕГЭ придется сдавать практически 80 процентам. Как вы думаете, это скажется на популярности власти?

Десятое. Ошибочная стратегия. Единый госэкзамен позволяет решать некоторые тактические задачи, но не позволяет решить ни одной из задач стратегических, как известно их три.

Во-первых, подготовка кадров. ЕГЭ вредит её решению и будет вредить еще больше, заставляя студентов СПО дрессироваться с репетиторами без обретения профессиональных навыков.

Во-вторых, воспитание гражданина. Любая формалистическая система образования вредит воспитанию, его часть, ЕГЭ - часть формалистической системы образования, он подменяет педагогов репетиторами. Более того, он превращает педагогов в репетиторы, в репетиторов, которые оказывают услуги, натаскивая учеников на стереотипные решения.

В-третьих, многостороннее развитие личности. ЕГЭ превращает ученика в одномерного человека, крайне узкоспециализированного, он, несомненно, снижает уровень культуры в обществе. Поговорите со старшеклассниками, которые ориентируются на естественные науки или информатику об истории или литературе, очень часто обнаружите невежество, 36 процентов старшеклассников вообще не читают книг. Поговорите с теми, кто готовится стать гуманитариями, про естественные науки, и найдете подтверждение социологическим данным, 

Так, 35 процентов молодёжи полагают, что Солнце - это спутник Земли. 10 лет назад таких было 28 процентов.

Вывод - законопроект вреден. Качество образования он не повысит, а право на него ограничит.

Предложения. Первое. Призываю подписантов законопроекта от оппозиционных фракций снять свои подписи.

Второе. 27 января фракция КПРФ проводит специальный "круглый стол" по законопроекту. Приглашаю всех принять участие и дать ответы на вопросы родителей и общественных организаций.

Третье. Предлагаю либо провести специальные парламентские слушания, либо обсудить проблему в рамках "правительственного часа" по стратегии образования.

Четвёртое. Организовать публичные дебаты на государственном радио и телевидении между сторонниками и противниками законопроекта.

ЕГЭ имеет свои достоинства для выпускников школ, но недостатков больше. Принудительный ЕГЭ для выпускников СПО плюсов не имеет. Это абсолютный вред. Мы будем отстаивать принцип «Образование для всех в течение всей жизни».

Спасибо за внимание.