Весь север района – одна сплошная проблема. Речь уже не идет о развитии. Где там! Речь о том, что люди в деревнях фактически живут в состоянии перманентной чрезвычайной ситуации. Если не сказать – гуманитарной катастрофы. Благополучные дороги для тарчан – редкий подарок, как оазис в пустыне для бедуина.
– До села Мартюшово, например, дорога есть, – рассказывает Олег Балаганский. – Проехать можно на любой машине. А дальше на север – уже нет. Васисс, Егоровка, Витковка – север и северо-восток района, правобережье Иртыша. Комфортно добраться туда можно только по зимнику. Нет даже грунтовых дорог; обычные проселочные.
До Егоровки, например, дорога песчаная. Стоит пролиться дождю, и доехать до населенного пункта получится только на вездеходе или тяжелом грузовике. На таком грузовике марки «Урал» возят бочки с молоком из СПК «Литковский», где сохранился с прежних времен молокозавод.
11 сентября 2023-го губернатор Виталий Хоценко сообщил в своем телеграм-канале о планах построить дорогу до молзавода. Интернет все помнит. А губернатор – нет. Видимо, поэтому нет и качественной дороги до СПК. Да если бы только до СПК.
– Есть места, где и вездеход не проходит, – рассказывает Олег Балаганский. – Точнее, так. На определенном расстоянии друг от друга встают два вездехода, и люди вручную переносят почту с одного на другой.
Например, Усть-Тара, расположенная на левом берегу Иртыша, в распутицу превращается буквально в «остров Робинзона». В советское время сюда ходили речные «ракеты», по восемь рейсов в день. С наступлением «блистательной» эпохи реформ – все, приехали. Нет ни почты, ни медицинской помощи. Если человек умирает, то надежда на спасение минимальна.
Дорога на Знаменку проходима только зимой и летом. На Седельниково – фифти-фифти. Можно проехать, но можно и колеса оставить, рассказывает наш собеседник. Как повезет.
О чем говорить, если в самой Таре дороги ремонтируют по принципу «тяп-ляп».
В центре дороги еще содержат в порядке, но на окраины никто не обращает внимания.
В район новостроек на улицы с Первой по Пятнадцатую линию не ходят в непогоду ни автобусы, ни такси. Люди кое-как выбираются в сапогах по бездорожью. Вот вам комфорт, вот вам качество, вот вам национальный проект.