В середине сентября интернет и средства массовой информации в очередной раз бурно обсуждали два случая подряд, когда дети набрасывались на одноклассников и (или) учителей с ножом и молотком. Больше всего меня удивил, мягко говоря, странный характер дискуссии. Все спрашивали друг у друга, где была охрана, почему не сработали металлоискатели и т.п.
При этом почему-то практически никто не спрашивал: а с чего это дети берутся за ножи и молотки, а когда есть возможность — и за ружья? Почему в советский период дети дрались, пакостили учителям, но с ножами и молотками друг на друга и на них не набрасывались? Почему, наконец, в этом отношении мы идём по следам наших «заклятых друзей» из США, тогда как в соседней с американцами Канаде или социальных государствах Европы этой проблемы практически не существует?
У меня два ответа.
Один далеко уходит за пределы нашей темы и звучит так: в России создана крайне жёсткая социальная и информационная среда, которая разрывает связь с коллективистскими традициями нашего народа и порождает конкурентный индивидуализм.
Ответ второй с нашей темой связан напрямую: формализованная система образования, когда работа детей и учителя оценивается не развитием личности, но формальными отчётами, мероприятиями «для галочки» и т.п. Одна из главных составляющих «мёртвого», формализованного образования — печально знаменитый ЕГЭ.
В День учителя педагоги, конечно, услышали от власти очередное объяснение в любви, но многие при этом лишь грустно улыбнулись: лучше бы помогли материально… На неделе будет серия публикаций с анализом по итогам образовательной политики последнего времени.