Приближается День учителя, и тема дефицита кадров, низких зарплат в образовании снова поднимается на общественное обсуждение. В сущности, ничего нового нет, просто многие проблемы хронически сохраняются из года в год и усугубляются. Сфера образования в России системно не получает нужного объема средств из бюджета, а учительская профессия относится к одной из наименее оплачиваемых в российской экономике.
В 2012-м по доле расходов на образование из всех источников, по данным Мирового банка и ЮНЕСКО, мы занимали 98-е место, в 2018-м — 120-е, в 2022-м — 84-е. Доля расходов на образование сейчас в России из консолидированного бюджета — чуть больше 3,5%. Но, изучая опыт стран, где успешно была проведена модернизация, долю расходов на эту область необходимо поднимать до 7%.
Если говорить не об общих показателях, а о доходах специалистов, то зарплата учителей в реальных деньгах сокращается с 2012 года, когда педагоги получали самую высокую зарплату. При этом нужно отметить, что нагрузка растет, многие учителя работают буквально за двоих.
Чтобы переломить эту тенденцию, зарплата педагога должна быть выше средней по региону и по России в целом. Таким образом уменьшится социальное неравенство между регионами. Кроме того, зарплата должна рассчитываться при работе на одну ставку, сейчас же считают всё: переработки, классное руководство, проверка тетрадей, ответственность за журналы и т. д.
Также следует вернуть сельским учителям 25-процентную надбавку к зарплате и коммунальные льготы в полном объеме, предусмотренные законом 1992 года, но со временем отмененные.
При выполнении этих условий кадровый кризис в образовании прекратится очень быстро. Это минимальные вложения с учетом возможной кадровой катастрофы в образовании.
В приеме приведу случай, когда в Санкт-Петербурге Валентина Матвиенко была губернатором, средняя зарплата учителя превысила среднюю по региону при разумной нагрузке, выпускники педуниверситета имени Герцена дружно пошли работать в школу.