Приближается годовщина Великой Победы, и Омский драматический театр «Галерка» представил премьеру – драму «Так и будет» по пьесе известного писателя-фронтовика, военного журналиста Константина Симонова.
Пьеса была написана в 1944 году, за несколько месяцев до Великой Победы. Спектакль по ней впервые показан в этом же году 7 ноября. Несмотря на то что война еще не кончилась, и зрители, и актеры верили в победу. Эта история не о мужестве, героизме и верности долгу, а о любви и вере, которые способны сохранить человечность даже в самые тяжелые времена.
Над постановкой работал режиссер Максим Кальсин, несколько спектаклей которого уже стали заметными событиями для театрального Омска.
Действие происходит в московской квартире, куда возвращается в короткий отпуск инженер-полковник Дмитрий Савельев (Сергей Дряхлов), потерявший семью еще в начале войны и сам считавшийся без вести пропавшим. Неожиданно для себя он застает незнакомцев – семью, чей дом был разрушен бомбежкой.
– Это должна была быть реалистичная и одновременно театральная сценография. Мы не стремились воссоздать образ квартиры с музейной точностью, но и от истории не отошли. Нашей задачей было сделать квартиру уютной, создающей образ родного дома, и похожей на те, что строили при Сталине, с высокими потолками, тяжелым буфетом, абажуром над круглым столом… Дома тогда возводили с особым размахом, – отметил режиссер Максим Кальсин.
Воронцовы радушно встречают хозяина квартиры, бережно хранят все, что связано с жизнью предыдущих жильцов, а он сперва противится гостеприимству, не решается открыть свою душу, считает, что квартира уже не его. Но с каждой минутой все тяжелей ему уходить от счастливых довоенных воспоминаний – здесь каждая фотография, каждая трещинка на потолке напоминают о потерянной семье. Академик Воронцов (народный артист России Валерий Алексеев) и его домашние с шутками и добродушным ворчанием – очень человечно – поддерживают друг друга, да и самого Савельева. За суетливостью и вздорностью Воронцова видна его необычайная сострадательность: понятно, как дороги ему все вокруг, как проницательно он чувствует боль души каждого, какое удовольствие получает от простого общения, ценя сам дух жизни во всех его проявлениях. Отец семейства настаивает на том, чтобы полковник пожил в родных стенах, и вскоре выясняется, что они — люди общего дела, созидатели: до войны Савельев строил мосты, которые проектировал Воронцов, с началом войны — взрывал их, а теперь, когда наша армия продвигается на запад, вновь строит. Но одно дело — восстанавливать мосты, другое — собственную жизнь.
Необыкновенно пронзительна сцена, в которой Дмитрий Иванович подходит к дверям кабинета, где висят фото его погибших родных, – и, не решаясь войти в проем, отступает. Но любовь и теплота не сгинули с потерей семьи, наоборот, зритель видит, с какой искренностью Савельев обнимает сына полка подростка-сироту Ваню (Василий Анохин), ставшего ему родным на войне, с каким страхом принимает новые чувства к дочери академика Оле (Екатерина Цепкина), понимаешь, как тяжело ему ответить на ее тепло. «Имею ли я право», – будто бы постоянно говорит Савельев сам себе. Трогает то, как чувства делают героя более беззащитным. Сострадаешь и Оле, ее робости, смешанной с желанием успеть сказать главные слова.
И даже к не очень обаятельному Сергею (Денис Артеев), влюбленному в Олю, – Савельев проникается теплотой и уважением, признает в нем большой талант. Хотя у того, по словам Воронцова, «душа не по таланту», «средняя душа», да и безответная любовь больно бьет по гордости амбициозного архитектора. Когда слушаешь их с Савельевым диалог о том, что после войны обязательно нужно будет всю Украину восстанавливать, из руин поднимать, забываешь о времени действия драмы. Она же не о той войне! Она же о том, что происходит на Украине сейчас! Хочется кричать. Да, современность и актуальность пьесы несомненны.
Но все же каким вернется с войны поколение, которому та самая война искалечила судьбы? Финал открытый. Да и как может быть иначе, учитывая то, что и нынешняя специальная военная операция не завершена. Очевидно одно – мы вернемся другими, мы станем другими. Окончательного возвращения еще нет: есть лишь мучительное приближение к дому. Одна из самых сильных сцен, когда Савельев дарит сослуживцу Иванову (Артем Савинов) куклу своей погибшей дочери, ведь полковник Иванов скоро увидится с семьей. Остается надежда у зрителя и на то, что вернется и Савельев, ведь он преодолел главное – отрицание самой возможности вернуться.
Игорь ФЕДОРОВСКИЙ.