Итак, региональная власть семимильными шагами двинулась на реформу местного самоуправления. Именно она. Но при этом министр А.П. Терпугова заявила, что данная реформа – инициатива поселений. Вот только поселения и их депутаты не помнят, чтоб они предлагали это правительству.
Проект реформы рассматривали еще в 2020 году депутаты Государственной думы, но тогда поступило 900, а потом еще больше поправок. И чтобы не быть виновниками уничтожения местного самоуправления, депутаты тогда заморозили реформу. Но некоторые субъекты Федерации ее все-таки провели – Ставрополь и Кузбасс, – по инициативе губернаторов. А вот остальные побоялись. Однако нашли ход – выдали это за инициативу поселений и местных депутатов, и под нажимом всякими правдами и неправдами тоже протащили ее. Мнение населения для этого не нужно, достаточно решения Советов и публичных слушаний. А как они проводятся, и кто на них присутствует, знаете. В Калининском районе Тверской области вообще хитро поступили. Назначили слушания на рабочий день, заполнили зал на 150 мест чиновниками и бюджетниками, а сотни приехавших людей из поселений не пустили... Результат – большинство «за».
Нашему омскому губернатору (после поездки в Ставрополь, наверное) тоже понравилась идея ограничения местного самоуправления, укрепление своей власти и возможность законно забрать деньги у города, а главам районов – проделать то же самое с поселениями и городами. А вот соседние Тюменская область и Ханты-Мансийский округ с этим не спешат.
Теперь несколько вопросов и рассуждений по разрекламированным правительством карточкам – о том, какое светлое будущее нас ждет. Откуда у округа появится больше средств, если финансирование и расходы, бюджетное и налоговое законодательство останутся прежними? Откуда возьмется экономия, если заявляют, что сохранят тех (3 человек у нас), что работают сегодня в поселениях, за исключением районного центра? На финансирование депутатов не выделяется ни копейки, зачем их ликвидировать? Отвечу, без депутатов сегодня ни рубля нельзя пустить, куда хотелось бы исполнительной власти (например, на очередные повышения зарплат и премии, на огромные доплаты к пенсиям всем без разбора главам поселений и т.п.). Да еще и говорят депутаты много и неудобные вопросы задают. Впрочем, и сегодня главы с большинством Советов не церемонятся, к тому же те – в основном «свои».
Чиновники многое недоговаривают. Например, то, что планируют оставить в поселениях лишь по одному представителю округа (в большинстве субъектов, где провели реформу, именно так) и при этом сделать его муниципальным служащим, повысить ему зарплату, то есть сокращенная ставка бухгалтера уйдет ему, где же экономия? А за это он будет лояльней, ведь он перед округом будет отчитываться, а не перед односельчанами. Скудные бюджеты поселений заберут в общую кассу, в том числе и у относительно самодостаточной администрации районного центра. Практика показала, что тем округам, где руководитель не лоялен к региональному руководству, выделяют финансов меньше, чем было раньше. А кто будет на селе без бюджетов заниматься чисткой улиц зимой, ремонтом водопроводов и другими проблемами сельчан? Как пишет та же Терпугова, представитель будет даже возить за людей справки в райцентр и обратно. Однако я очень сомневаюсь, что если такая справка понадобится в понедельник гражданину из села за 65 километров от райцентра, то чиновник тут же за нею поедет!? Неделю ждать придется... По факту: в большинстве новоявленных округов люди сами едут в центр даже за теми справками и услугами, что раньше оказывали на местах.
Чиновники уповают и на интернет: мол почти все сегодня можно оформить через госуслуги, но где он в Саратовке и Ельничном и еще десятке наших седельниковских деревень? Да и не каждому по плечу это сделать – даже я, например, владеющий информационными технологиями, не с первого раза зашел на сайт налоговой, а потом целый день оформлял имущественный вычет. Сканировал и отправлял документы, создавал электронную почту. А кто даст людям необходимые для этого ПК и оргтехнику? На селе она у единиц. А пожаловаться, говорят, можно на сайты министерств и т.д. Пробовал и не раз. Одни отписки: «Уточните, приняли, не можем, рассмотрим в следующем году».
Правда, иногда, когда под обращениями появлялись сотни возмущений и проклятий с мест, власти начинали шевелиться. Но там, где реформу провели, поток жалоб стал в разы больше, и достучаться до чиновников стало еще сложнее.
Пропагандисты от власти говорят, что демократия не пострадает. В деревнях есть старосты (этот институт у нас не работает), в городах есть ТОСы, можно создать общественные советы. Но они бесправные и не заменят глав, их аппарат и депутатов, всех тех, короче, кто отвечает перед своими избирателями. Кто захочет брать на себя в разы выросшую ответственность?
Далее. Насчет обещаемого приплыва инвесторов. Вы тоже верите в сказку, что в Седельникове и Большеуках, например, появятся инвесторы? У нас за десятки лет был только 1 – «АВА-Компани». Которая выпилила ближайший хороший лес, завалила леса и поляны хламом, угробила дороги, развалила Кейзесское лесничество, крупнейший СПК «Первомайский» и свалила неведомо куда. Являясь областным министром, госпожа Терпугова должна бы знать, что проблемы появятся не только у бюджетников с переименованиями, с переоформлением собственности поселений, особенно неоформленных объектов, с массой всевозможных согласований. В качестве сладкой плюшки власти в некоторых регионах обещали, что главы округов будут выбираться народом, но оставили все, как было! А вас особо волнует замена герба и других символов муниципалитета?
Лучше бы нам ответили на те вопросы, что действительно тревожат людей!
Я против подобной реформы, она приведет к еще большему оттоку населения из района и исчезновению деревень. Вспомните историю: когда укрупнение приводило к положительным результатам? Имею в виду – при укрупнении колхозов, предприятий, сельских Советов, администраций, районов, ликвидации неперспективных деревень? У нас уже и так укрупнили и ликвидировали что только можно. Сберкассы, например, а при этом банкомата в селах не одного не появилось, укрупнили военкомат, налоговую, предприятия, и все под благовидными предлогами. Совсем недавно местное ДРСУ присоединили к Горьковскому, в итоге экскаватор и грейдер оказались за пределами района, и днями, бывало, жители райцентра сидели без воды и с не прочищенными дорогами. Благо что поселение, а не район, на свои средства купило трактор, а местный предприниматель – грейдер. А то б неделями сидели.
Кстати, в большинстве стран мира – развитая двух уровневая система местного самоуправления, при чем обеспеченная средствами. Но и там ликвидировали не низшие представительные органы, а муниципальный (районный) уровень встроили в государственные структуры. Да даже в первобытном обществе мнение людей было главным! Признанные некоторыми диктаторами Иван Грозный и Иосиф Сталин тоже опирались на народ. А начиная с 19 века в России всегда была низовая ступень самоуправления: общины в том числе национальные, земства, волости, казачье самоуправление, сельские Советы, поселения с выборными депутатами.
Местное самоуправление гарантировано Конституцией РФ. Президент В. В. Путин неоднократно заявлял, что власть должна быть ближе к народу. А вы, граждане-господа, обратно в средневековье собрались нас отправить? Если так дальше пойдет, то и крепостное право можно вернуть? А что, будут гарантированные рабочие места, для тех, кому вы сегодня не можете это обеспечить…. Опомнитесь!
Призываю и депутатов других фракций подумать, готовы ли вы к тому, что ответственными за негативные последствия непродуманной реформы нас объявят не только власти, но и потомки.
Сергей СЕРОБАБОВ, депутат Совета Седельниковского муниципального района от КПРФ.