КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Экология: Кто должен убирать?

17.10 12:59

Экологические активисты Шербакульского района заставляют чиновников действовать в нестандартных ситуациях.

Когда слышишь разговоры о том, что рядовой человек ничего не может, хочется рассказывать о тех, кто добиваться улучшения качества жизни земляков. В Шербакульском районе благодаря общественному инспектору по охране окружающей среды Леониду Гаврильченко активно работает экологический надзор. Сам Леонид Анатольевич – пенсионер, в прошлом – агроном. Именно усилия его и его товарищей привели к тому, что информация о наличие в районе незаконных свалок стала достоянием общественности и объектом внимания проверяющих органов.

Недавно Леонид Гаврильченко «раскачал» ситуацию вокруг незаконного скотомогильника на территории Бабежского сельского поселения. После его обращений в контролирующие органы в район выехали специалисты земельного и ветеринарного надзора, убедившиеся в справедливости жалоб общественного инспектора. На участке земли площадью от 300 до 600 кв. м, который частично числится землями сельхозназначения, частично – землями «промышленности и связи», раскиданы гниющие трупы животных. Имеются следы попыток их сжигания. Тут же - бытовые отходы. Конечно, местные жители прекрасно знали об этой свалке, существующей не первый год, но чиновники заинтересовались ею лишь благодаря усилиям общественников.

Кроме биологических отходов на свалке обнаружились кучи вещества розового и фиолетового цвета. Леонид Гаврильченко - бывший агроном, имеющий представление о сельскохозяйственных ядохимикатах, заподозрил, что это – запрещенный еще 30 лет назад в России препарат для «протравливания» зерна перед посевом «Гранозан», в состав которого входит ртуть. Приглашенные на место специалисты областной экологической лаборатории – ЦЛАТИ – выяснили, что содержание паров ртути в воздухе рядом со свалкой превышает ПДК в 120 и более раз.

Россельхознадзор проинформировал администрации сельского поселения и района, а также районную прокуратуру. Специалисты ветеринарного надзора вынесли в адрес администрации Шербакульского района предписание: незаконную свалку надо ликвидировать, а участок – рекультивировать.

Однако сегодня началась стандартная для таких ситуаций возня по поводу того, кто должен заниматься уборкой. Загаженный участок находится на границе двух кадастровых участков, имеющих разных владельцев. Это позволяет чиновникам делать вид, что они ни при чем. Так, на запрос одного из эко-активистов Шербакуля, Валерия Полякова, в администрацию района ответил почему-то глава Шербакульского поселения. И ответил в том ключе, что загаженный участок поселению не принадлежит и вообще поселение не имеет к нему никакого отношения. Что вполне соответствует действительности – речь идет о территории Бабежского поселения. Почему районные чиновники «спустили» функцию отвечать жителю в поселенческую администрацию? Да потому, что той можно честно ответить: «я – не я, и лошадь не моя».

Сейчас Россельхознадзор проводит расследование, устанавливая виновных в загрязнении земельного участка. Вот только, пока тянется вся эта волокита, гниющие трупы животных продолжают вонять на всю округу, плюс - по воздуху разносятся пары ртути. Охраны нет, поэтому вполне вероятно, что на незаконную свалку втихую продолжается вывоз отходов – и бытовых, и промышленных.

Один из эко-активистов Шербакульского района Николай Отрах считает, что нужно в первую очередь убрать территорию. В принципе, объем работ небольшой, на него есть деньги даже в районной администрации. Правда, выделение средств на уборку незаконной свалки даже по предписанию проверяющих органов будет «нарушением».

- Можно объявить режим ЧС, - считает Николай Отрах. – Это позволит без нарушения финансовой дисциплины вывезти опасные отходы на предназначенное для них место за счет муниципального бюджета, а средства с виновников загрязнения взыскать потом, когда они будут найдены. Мне как гражданину и как жителю поселка Шербакуль все равно, на чьей земле находится «Граназан» - чрезвычайно опасное вещество, первый класс опасности. Мне нужно, чтобы срочно ликвидировали этот ядохимикат, чтобы никто не получил отравления. А потом разбирайтесь: чья земля, кто должен платить. Сначала ликвидируйте, а потом предъявляйте иски друг к другу.

Но пока ситуация оказывается в «подвешенном» состоянии. Районные чиновники просто не могут понять, что делать с этой, свалившейся на них, «головной болью».

Кстати, история эта – далеко не единична. Незаконные скотомогильники и свалки обнаруживаются то в одном, то в другом районе. Сельские предприниматели зачастую стараются «экономить» на вывозке отходов производства, вываливая их «в ближайший лесок». Причем чиновники муниципальных администраций зачастую в курсе того, что куда валят. Но молчат, избегая лишнего «головняка». И только если в районе есть активисты, способные вынести информацию на региональный уровень, начинаются какие-то подвижки.

По идее, система ликвидации таких опасных незаконных свалок должна создаваться региональным мусорным оператором. Именно он мог бы заниматься уборкой, инициируя параллельно расследования и взыскивая через суд с виновников загрязнения земли средства, затраченные на рекультивацию. Это, кстати, обещали омичам, когда региональный оператор «заходил» к нам. Однако, если судить по последним криминальным новостям, становится понятно, почему в нашей области не была создана эта система.

Евгения Лифантьева.

Фото: 12 канал.