Долю расходов по направлению «Социальная политика» в структуре трат федерального бюджета в 2024 году урежут до минимума с 2011 года.
Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025—2026 годов, пишет РБК.
Доля расходов по направлению «Национальная экономика» в общей структуре расходов федерального бюджета в 2024 году станет самой низкой с 2007 года, а по направлению «Социальная политика» — минимальной с 2011 года. Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов и исторических данных Минфина.
Проект бюджета предполагает общие расходы в размере 36,6 трлн руб. и доходы на уровне 35 трлн руб. в 2024 году. Наибольшая доля расходов приходится на раздел «Национальная оборона» — 29,3% (10,7 трлн руб.), что эквивалентно 6% ВВП. В 2023 году расходы по данному направлению, по оценке, актуальной на 1 августа, составят 6,4 трлн руб., следует из пояснительной записки.
Второе по величине направление бюджетных расходов — «Социальная политика»: на нее в проекте бюджета выделяется 7,71 трлн руб., что составляет 21,1% всех расходов. Это самая низкая доля как минимум с 2011 года (до этого действовала другая классификация бюджетных расходов, когда значительная часть социальных расходов записывалась в межбюджетные трансферты). В среднем за 2015–2021 годы доля социальной политики в расходах федерального бюджета составляла 28%.
Исторически расходы на социальную политику лидировали в распределении бюджетных расходов. Максимальный уровень расходов на соцполитику достигался в 2020 году (30,6% от всех расходов), что объяснялось социальной поддержкой населения в период пандемии коронавируса.
При этом в номинальном выражении расходы на соцполитику и экономику заложены немного в большем объеме, чем на 2024 год предусматривал текущий бюджет. Год назад в 2024 году предполагалось потратить 7,3 трлн руб. на социальную политику и более 3,5 трлн руб. на национальную экономику.
Бюджетные ассигнования по направлению «Национальная экономика» на 2024 год запланированы в объеме 3,93 трлн руб. — это 10,7% в общей структуре расходов (минимум с 2007 года — в 2006-м доля расходов на экономику составила 8,1%), или 2,2% прогнозируемого ВВП, что, в свою очередь, является минимумом с 2008 года. Для сравнения: за период 2015–2021 годов в среднем доля расходов на национальную экономику составляла 15,2%, или 2,8% ВВП, следует из данных Минфина.
Действующий закон о федеральном бюджете (на 2023–2024 годы) предполагал, что расходы на экономику в 2024 году составят 12,4% общих расходов.
Структура расходов показывает, что «мы углубляемся в новую реальность, реальность военного конфликта», говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Секвестр статей, не относящихся к обороне, вполне ожидаем. Основа для этого была заложена еще в 2022 году, когда статьи на национальную экономику и другие разделы снижались в реальном выражении, рост если и был, но ниже или на границе инфляции», — отмечает она. По ее словам, замещение одних расходов другими — «понятный, но скорее негативный тренд», потенциально снижающий долгосрочную налоговую базу.
При этом часть расходов на оборону — например, зарплаты в ОПК — можно отнести к социальным расходам, указывает Донец, поскольку «эти деньги тоже идут в экономику».