1. Согласно официальному запросу Российского союза промышленников и предпринимателей, 70–75% всех процентов опрошенных заявили, что кадровая проблема для них – главное. Подтверждается старый тезис 30-х годов: кадры решают все.
2. Всем известно, мы сейчас имеем рекордный низкий уровень безработицы в нашей стране. Причем безработица имеет технологический характер.
3. При этом по официальным данным имеем дефицит работников в нашей стране порядка 3 млн человек.
4. Наиболее острый кризис переживают отрасль строительные, промышленность в виде нехватки квалифицированных рабочих, в виде нехватки квалифицированных инженеров, специалистов в области IT-технологий.
Более 60% всех ребят после девятого класса идут не в старшую школу, а в систему профессионального образования. И при этом у нас дефицит квалифицированных рабочих. Парадокс, который имеет свой простой ответ: большинство из них идут туда не для того, чтобы получать рабочие специальности, а для того, чтобы избежать Единого государственного экзамена и без него затем через систему среднего профобразования поступать в высшие учебные заведения. Поэтому они идут не на рабочие специальности, а на специалистов среднего звена (извините за тавтологию).
При этом грубо нарушается Конституция Российской Федерации, менее грубо – Закон об образовании, который слегка противоречит Конституции. Я напоминаю, что согласно Конституции, среднее профессиональное образование у нас общедоступно и бесплатно. Согласно Закону об образовании, у нас в стране обязательная полная средняя общедоступная и бесплатная старшая школа. По факту 43% всех, кто учится в системе СПО, платят за свое образование. Причем они платят не только за образование профессиональное, но и за те общеобразовательные предметы, которые при этом получают. Поэтому удивляться нехватки рабочих кадров нам не приходится.
Пользуясь случаем, напомню, что мы неоднократно предлагали законопроекты, и сейчас один лежит в Государственной думе о переводе Единого государственного экзамена в договорный режим. Хочешь ты непременно из моего родного Омска поступать в Москву или Питер – сдавай ЕГЭ. Достаточно тебе поступать в вуз в своем городе или в систему, соответственно, СПО, ЕГЭ для тебя не обязательно, ты можешь заменить его классическим экзаменом. Это отдельная большая тема, уважаемые коллеги. Но даже председатель Государственной думы Вячеслав Володин замечает, что сейчас тема ЕГЭ по остроте входит в пятерку наиболее сильно волнующих наших людей.
Что касается инженерных кадров, обращаю внимание на одну её составляющую. Это принудительное введение в России так называемой Болонской системы. Подчеркиваю — принудительное. С 1996 до 2011 года, пока существовала свободная конкуренция, 90% всех выпускников вузов выходили специалистами. Сейчас специалистам выходят 13% именно потому, что Болонская система была введена как принудительная.
Люблю цитировать многолетнего ректора Омского технического университета, потом президента, который говорил, что специалиста мы готовили как будущего конструктора, а бакалавра готовим как будущего пользователя чужими конструкторскими разработками. Общение с кадровиками оборонных предприятий меня убеждает в том, что они с тревогой говорят о будущем, когда современное поколение конструкторов исчезнет.
Полная статья по ссылке https://freeconomy.ru/vazhnoe/oleg-smolin-otkuda-vzyalsya-kadrovyj-defitsit.html