В предпоследний день работы весенней парламентской сессии, 25 июля, Госдума менее чем за четыре с половиной часа заседания рассмотрела 62 вопроса. И это при том, что изрядная часть законопроектов принималась во втором и третьем чтениях. Однако фракция КПРФ вынудила парламентское большинство замедлить спринтерский забег, чтобы ещё раз детально обсудить те правовые нормы, которые вот-вот станут законами и особенно беспокоят граждан страны.
Ряд этих норм касается призыва на военную службу и вопросов мобилизации. Так, депутаты-«единороссы» из комитета Госдумы по обороне отыграли назад, изменив одно из концептуальных положений принятого 14 июня в первом чтении законопроекта, а именно: об изменении нижней границы призывного возраста. Сначала предлагалось поэтапно в течение трёх лет, до 2026-го, поднять её с 18 лет до 21 года. При этом верхний порог повышался с 1 января 2024-го одномоментно с нынешних 27 до 30 лет. В пользу своей законодательной инициативы его авторы, депутаты-«единороссы» — председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, его первый заместитель Андрей Красов и заместитель Юрий Швыткин, приводили следующие аргументы: это нужно «в целях гарантированного получения гражданами как среднего общего образования, так и среднего профессионального или высшего образования», для того, чтобы «исключить явку школьников и студентов в военные комиссариаты для участия в мероприятиях, связанных с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу», и, наконец, чтобы экономить на их медосвидетельствовании 639 млн рублей ежегодно.
Теперь оказалось, что все эти аргументы ничего не стоят. Поправками, внесёнными самими же авторами законопроекта, Андреем Картаполовым и Андреем Красовым, период призывного возраста расширяется за счёт изменения верхнего предела до 30 лет. При этом нижний остаётся на том же уровне — 18 лет.
Алексей Куринный предлагал сохранить 9-летний срок, в течение которого гражданин может быть призван на военную службу, изменяя призывной возраст поэтапно. В 2024-м призывать граждан 19—28 лет, в 2025-м — 20—29 лет и в 2026-м — 21 года — 30 лет. Однако эта поправка была отклонена.
Все положения закона вступят в силу с момента его официального опубликования, за исключением тех, что касаются призывного возраста: они начнут действовать с 1 января 2023-го. Граждане, которым исполнится в 2023 году 27 лет и не успевшие пройти военную службу по призыву, будут зачислены в запас.
Нина Останина, напомнив ещё одну примечательную норму законопроекта, дающую право призывникам, не отслужив три месяца, сразу заключать контракт, спросила: «Чем объяснить эти шараханья?» Ответил Андрей Красов: «Мы, конечно, изменяем количественный призывной ресурс… У призывных комиссий и сотрудников военкомата будет возможность из большего количества призывников выбрать более качественных…»
При рассмотрении следующего законопроекта — об исполнении гражданами воинской обязанности — Андрей Картаполов развил этот аргумент.
Коммунисты настаивали на законодательной возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам, которые имеют на иждивении ребёнка-инвалида независимо от числа детей в семье, поскольку в таких семьях отцы, как правило, являются единственными кормильцами.
Нина Останина и Андрей Алехин вынесли на отдельное голосование поправки, в которых говорится об отсрочке от военной службы для многодетных отцов, воспитывающих троих и более детей. Подобное изменение внесено в директиву Генерального штаба после обращения депутатов в министерство обороны. Протокольное поручение было инициировано Андреем Алехиным, Олегом Смолиным и Ниной Останиной и поддержано Государственной думой. Однако в законе о мобилизации право на отсрочку имеют граждане с четырьмя и более детьми. Получается, что в директиве написано одно, а в законе другое. Некоторые военкоматы руководствуются не директивой Генерального штаба, а законом, и на их сторону встают прокуратура и суд, заметил Андрей Алехин. Министерство обороны снимает сейчас эти противоречия в индивидуальном порядке, но так быть не должно, и правовые акты надо приводить к единому знаменателю.
Останина сообщила, что 9 тысяч многодетных отцов были возвращены из зоны СВО, призванных по частичной мобилизации, после вмешательства генпрокурора.
Депутаты-коммунисты выступали также за поднятие верхней возрастной планки для старшего ребёнка в многодетной семье с 16 до 18 лет. По словам Нины Останиной, правительство положительно отреагировало на эту инициативу. Соответствующий ответ получен от вице-премьера Дениса Мантурова, на имя которого по инициативе членов фракции КПРФ Андрея Алехина и Олега Смолина, поддержанных Госдумой, также направлялся запрос.
На недавнем «правительственном часе» в Госдуме министр труда и социальной защиты Антон Котяков сказал, что готовится указ президента, по которому многодетной будет считаться семья, где трое и более детей до 18 лет, а если они ещё учатся, то и до 23 лет. Да и вообще нелогично, что совершеннолетними становятся в 18 лет, а при определении статуса семьи дети старше 16 в расчёт не берутся. Многодетные отцы должны призываться по мобилизации только в качестве добровольцев. Эта норма позволит сохранить рождаемость и не обострять демографический вопрос, полагает Нина Останина.
Было бы справедливым, с точки зрения реализации принципа гуманизма и заботы о старшем поколении, давать отсрочку от военной службы по мобилизации и тем гражданам, которые являются единственными детьми у одиноких родителей, достигших пенсионного возраста, считают коммунисты.
На все эти предложения депутатов-коммунистов председатель комитета по обороне Андрей Картаполов отреагировал следующей сентенцией: «Поправки в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» очень чувствительны. Чувствительны они тем, что этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию. И сейчас этой самой большой войной уже попахивает. А мы всё продолжаем искать, кого же нам оттуда убрать, кого же защитить. Да некого будет потом защищать».
Поправки были отклонены, а законопроект, который предлагает гражданам, имеющим троих и более детей, по желанию поступить в мобилизационный людской резерв, принят в третьем чтении с результатом: 349 депутатов — «за», 1 — «против», 19 — воздержались, 81 — не голосовал.
Из массы принятых Госдумой законопроектов следует остановиться ещё на двух, связанных с проведением «мусорной реформы». Поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты переносят так называемую расширенную ответственность производителя (механизм экономического стимулирования обеспечения утилизации отходов от использования товаров) на упаковку, внедряя принцип «загрязнитель платит». Вроде бы это справедливо. Но формулировки, к сожалению, часто бывают обманчивы.
Законопроект сырой и несёт определённые риски, полагает Олег Михайлов. Отходы от использования товаров (ОИТ), которые сейчас относятся к твёрдым коммунальным отходам, выделяет в отдельную группу. Но непонятно, как и кто будет регулировать этот переход. Кроме того, граждане вынуждены минимум дважды оплачивать сбор, транспортировку и утилизацию, что заложено в цене товара как расширенная ответственность производителя (РОП), и при оплате тарифа на вывоз твёрдых коммунальных отходов.
Олег Михайлов считает, что средства, которые будет получать казна в рамках расширенной ответственности производителей, надо направлять на организацию доступных пунктов приёма вторсырья от граждан, чтобы люди могли получать за это деньги.
Свои замечания депутат сделал и по проекту закона, который вносит изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и определяет порядок обращения с отходами I—II классов опасности, которые образуются у физических лиц. Речь идёт прежде всего об автомобильных аккумуляторах. Документ предусматривает передачу этих отходов Федеральному экологическому оператору для дальнейшей переработки. «В целом законопроект неплохой, он регламентирует особенности обращения с опасными отходами, это очень важное направление», — прокомментировал Олег Михайлов. Плохо, по мнению депутата, то, что законопроект позволяет продлевать полномочия регионального оператора без проведения конкурсных процедур. Это открывает дорогу и недобросовестным операторам, работой которых люди недовольны. Такая новация — хорошая почва для коррупции, убеждён Олег Михайлов.