На российские экраны вышел фильм «Нюрнберг». Как нетрудно догадаться, посвящен этот фильм судебному процессу над главарями Третьего Рейха.
В нем можно выделить 2 крупные пресекающиеся сюжетные линии. В одной – противостояние обвинителя от СССР Руденко (в исполнении Сергея Безрукова) и подсудимых, представителей бывшего военного и политического руководства нацистской Германии. В другой – капитану Игорю Волгину, находящемуся в Берлине осенью 1945 года, из Нюрнберга приходят письма от без вести пропавшего братахудожника, и он просит послать его в этот город для работы на процессе, а также с целью поисков своего родственника.
В это же время действует нацистское подполье, которое пытается сорвать судебный процесс. В реальности такого не было, но фильм художественный, это можно считать авторским допущением.
ЧТО касается первой линии, то видно, как создатели фильма максимально старались соблюсти достоверность. Продемонстрированы последствия бомбардировки города Нюрнберг союзниками. Детально воссоздан макет здания нюрнбергского дворца юстиции, где проходил суд. Показан исторический контекст происходящих событий. Например, обсуждалась речь Черчилля в Фултоне. То есть нацистские преступники не были еще осуждены, а в это время бывший британский премьер объявляет главной опасностью Советский Союз.
Во второй линии киноповествования изобилуют: любовная драма, шпионские страсти, голливудский «экшен». Там много о чем можно сказать, но я выделю несколько моментов. Например, Геринг на суде упорно защищался и даже говорил о «превентивном ударе». И если его с такими показаниями приговорили бы к казни, это могло выглядеть как расправа. Письменные показания Фридриха Паулюса, опровергающие заявление Геринга, защита рекомендовала не принимать во внимание, так как она сомневалась в достоверности. Поэтому было решено привезти Паулюса для дачи показаний от первого лица. И поэтому его показания крайне важны.
Этот факт весьма и весьма своеобразно интерпретировали в фильме. В общем, один полковник заходит к главному герою (капитану, кстати) на временное жилье и все ему выкладывает. Прямо вслух. Вот так прямо – полковник сам приезжает к капитану, детально проговаривает сложившуюся ситуацию, возможные политические последствия и ставит задачу доставить ценного свидетеля. В это время в соседней комнате находится женщина. Главный герой пытается намекнуть на это, но безуспешно. Во время транспортировки конвой был атакован. Шофер застрелен, машина уходит под воду, главный герой выбирается. Предполагаемого Паулюса спасти не удается. Как оказалось, это был отвлекающий маневр. Да там еще и окажется, что женщина работает на полковника, и она основа любовной линии с главным героем. Но это очень глупо, когда такие важнейшие поручения передаются таким незащищенным способом. А между прочим, это не дилетанты, это люди, прошедшие войну!
В КОНЦЕ фильма предатель (который для накала драмы обнаружит себя только в самом конце) скажет, что его семью расстреляли в 1937м году. Каким образом руководство взяло на важное дипломатическое задание за границей человека из такой неблагонадежной для советского общества семьи? Вот попробуйте сейчас устроить когонибудь в полицию хотя бы с одним судимым родственником.
Также стоит отметить, что главный герой, капитан Волгин проявляет индивидуализм в духе персонажа из подросткового сериала про рокгруппу. Он вообще не проявляет какоголибо интереса к итогу процесса. Его волнуют только поиски брата и перипетии отношений со случайно встретившейся в городе Нюрнберг русской женщиной.
ЕСЛИ подводить общий итог, то можно сказать, что одной стороны, антисоветские клише присутствуют, но, с другой, они уже не так ярко выражены, как в фильмах периода 90х – нулевых. Тема, заявленная в фильме, очень актуальна и сегодня. Тогда представители враждебных идеологий смогли объединиться для победы над общим злом – фашизмом. А сегодня Запад, декларирующий демократию и защиту всевозможных меньшинств, на деле всячески поощряет усиление неонацизма.