В советское время в специальной школе меня учили педагоги, которые были выпускниками университета им. Герцена. Все они имели образование преподавателя определенного предмета, а также специальность тифлопедагога (педагог умеющий работать с незрячими детьми).
В настоящее время система подготовки кадров дефектологов (те, кто работает с детьми с нарушением зрения, слуха, интеллекта и т.д.) в значительной степени разрушена.
Владимир Путин 24 сентября 2021 года дал специально поручение увеличить подготовку дефектологических кадров. Но это поручение было провалено. Более того Министерство образования и науки в докладе для Администрации президента утверждало, что увеличивать подготовку кадров нет необходимости.
На самом деле ситуация противоположная. Когда во многих регионах на смену коррекционных школ пришли инклюзивные, потребность в кадрах только выросла. В коррекционных школах вы можете четко рассчитать необходимость специалистов исходя из формулы 1 педагог на 12 детей. А при инклюзивном образовании у вас в школе может оказаться 2 незрячих или слабовидящих ученика и столько же глухих, и вам потребуется 1 сурдопедагог и 1 тифлопедагог.
Многие думают, что это сугубо частный вопрос, но это не так. Я хочу напомнить, что в своё время из числа людей с нарушением зрения вышло около 200 докторов и кандидатов наук. В их числе выдающийся академик Лев Понтрягин, лауреат всех мыслимых и немыслимых
государственных премий и наград.
Из числа людей с нарушением слуха вышла целая группа сотрудников конструкторского бюро Сергея Королева.
Вопрос образования детей и студентов с нарушением здоровья – не вопрос только благотворительности или гуманности. Это часть развития человека и человеческого потенциала страны.
К сожалению, Министерство науки и высшего образования в лице заместителя начальника департамента не проявило достаточного интереса к этой теме. Мне придётся обсуждать этот вопрос на уровне Министра Валерия Фалькова.