КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Красный Путь", № 44: СССР В ЛИЦАХ. Туполев

09.11 12:56

Хорошо летать могут только красивые самолеты – легендарному конструкторскому бюро Туполева исполнилось 100 лет

Под руководством Андрея Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях.

Великий авиаконструктор Туполев не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: «Я не пишу, а делаю».

На «тушках», созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.

Туполев говорил: «Хорошо летать могут только красивые самолеты». Он был убежден и вдругом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.

Описание: https://cdnstatic.rg.ru/crop1000x667/uploads/images/2022/10/22/ria_8269028hr1_15d.jpg

Под руководством Андрея Николаевича была создана целая серия боевых тяжелых самолетов, ставших на долгие годы основой отечественных стратегических авиационных сил. Среди них Ту-95 – самый скоростной и единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Ту-22М – дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Ту-160, или «Белый лебедь», – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой авиационный комплекс в мире…

На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.

Кстати, именно Ту-114 выбрал Никита Хрущев для своего официального визита в США. Примечательной оказалась не только заокеанская история с трапом для него. Рассказывают и другое: на тот момент самолет еще не завершил эксплуатационные испытания. Наверное, это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

На протяжении многих лет в небо поднимаются пассажирские самолеты марки «Ту». Настоящей «рабочей лошадкой» стал Ту-154: на нем летал едва ли не каждый второй житель нашей страны. В КБ Туполева был создан и первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Перед самолетостроителями была поставлена задача – обогнать англо-французский проект «Конкорд». В результате Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда».

Описание: https://cdnstatic.rg.ru/crop1500x744/uploads/images/2022/10/22/ria_434859hr_eff.jpg

В середине 1980-х годов специалисты ОКБ А.Н. Туполева приступили к созданию самолета, работающего на криогенном топливе. На базе пассажирского Ту-154 был построен экспериментальный самолет, силовая установка которого работала на жидком водороде, а затем на сжиженном природном газе. 15 апреля 1988 года первый в мире самолет на криогенном топливе Ту-155 совершил первый полет. Всего было совершено пять успешных полетов на жидком водороде и около 70 на природном газе.

Сегодня, как подчеркивают в Объединенной авиастроительной корпорации, в области пассажирских перевозок самолеты Туполева занимают особую нишу. Ту-214 в специальных модификациях обеспечивают перелеты первых лиц государства. Ту-214 хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации на пассажирских авиалиниях и были выбраны в качестве базовой модели для создания целого ряда самолетов специального назначения. Ныне на «Туполев» возложена ответственная задача – увеличение серии Ту-214 в интересах отечественной гражданской авиации.

При этом основное направление развития предприятия связано с укреплением обороноспособности страны. В числе приоритетных задач – выполнение программы модернизации самолетов стратегической и дальней авиации, производство стратегического ракетоносца Ту-160, работа над перспективными проектами.

По словам генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, Андрей Николаевич Туполев и коллектив ОКБ его имени всегда олицетворяли движение отечественного авиастроения вперед, во многом определяли его будущее. «Мы чтим традиции лидерства ОКБ Туполева, применяем в работе всей Объединенной авиастроительной корпорации лучшие практики нашего легендарного ОКБ и делаем все, чтобы этот опыт, решения и инженерная культура продолжали развиваться и давать реальные плоды в будущем – при создании новейших образцов российской авиационной техники», – говорит Юрий Слюсарь.

Справка «РГ». Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира.