КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Красный Путь", № 33: Грядёт лавина разрушений?

22.08 12:48

Бывший мэр Омска Оксана Фадина, ныне депутат Госдумы от «Единой России», при которой (уже тогда) из стены злосчастной пятиэтажки один за одним начали вываливаться кирпичи, сообщила, что сейчас домов, признанных аварийными, в Омске 658, и только 307 из них попали в программу расселения до 2025 года. Виноватой себя Фадина не считает: по ее словам, конструктив дома №53 мог быть укреплен еще в 2018 году по программе капремонта, но сроки выполнения постоянно сдвигались. В сентябре 2021-го Омский областной суд обязал Фонда капремонта до конца года сделать капитальный ремонт фасада, общих подвальных помещений, заменить несущие конструкции дома и инженерные сети. «И тут-то началось интересное: жители дома внезапно (!) захотели получить статус аварийного. Мотивы ряда сторон понятны, а жильцов просто подговорили», – написала Фадина на своей странице в сети Телеграм. Кто подговорил жильцов и зачем, не уточнила. Главное – «не виноватая я, они сами».

В самом деле: жильцы считали, что ремонтировать дом уже бесполезно. Построен он был в 1966 году как общежитие, причем временное. Получив статус многоквартирного после развала страны, никак не мог найти управляющую компанию: УК приходили, но ненадолго – общага прибыли не приносила. Жители не раз сообщали в мэрию, что кладка продолжает вываливаться. Мэрия свою ответственность не признавала, обвиняя жильцов в плохом обращении с домом. Прокуратура же встала на их сторону: суд обязал Фонд капремонта привести дом в порядок до конца 2021 года. Фонд ремонтировать отказывался, уверяя, что пятиэтажку надо снести, а мэрия признавать ее аварийной не желала: и без того к началу 2022 года нуждающихся в жилых помещениях омичей насчитывалось боле 20 тысяч. Сроки ожидания бесплатного жилья в городе, как пишет Уполномоченный по правам человека, превышают полвека. Только за день до обрушения суд признал дом аварийным, но сносить его уже не понадобилось.

«С этим домом и ранее была проблема, но, видимо, ей не придали должную значимость, – дал оценку всей этой чехарде с перепихиванием ответственности губернатор Омской области Александр Бурков на своей странице ВК. – Надо понять, почему омичей не услышали в первый раз и допустили такое». Омичи наивности Буркова не поверили, о чем свидетельствует первый же комментарий: «А сколько раз нужно обращаться к вам лично, господин губернатор, чтобы вы услышали?» За первым пошла волна подобных: «Думаю, к губернатору бесполезно обращаться. Я делала это много раз, и никаких действий»; «Вот и нашим обращениям по поводу загрязнения воздуха не придают должной значимости уже 3 года, а ведь это угроза не одному дому, а всем жителям Омска», «То, что происходит – следствие чиновничьего равнодушия».

Больше всего поражает вал сообщений в соцсетях о разрухе в Омске, возникший после истории с обрушением. «Следующий – дом №47а на Магистральной, я и жаловался в администрацию, и видео посылал, как кирпичи вываливаются, но всем наплевать», – без надежды пишет Александр Кутявин. «Все идет по плану, следующий дом – №18 на Космическом проспекте. Крысы под потолком, фекальное озеро в подвале», – спорит с ним Сергей Литвитненко. «Моя комната в многоквартирном доме по ул. Энергетиков, 31 признана администрацией города аварийной. На первом заседании суда представители мэрии сообщили, что не знают ничего о существовании такого дома», – рассказала Вера Хватова.

Судя по тому, что множество омичей стали рассказывать о похожих проблемах, не обращаясь напрямую ни к губернатору, ни к мэру, они не слишком надеются на власть. «На Энергетиков, 29а ситуация не лучше. Обвалилась несущая стена, позже прорвало трубу с горячей водой. УК отправила работников чинить ее, но жильцы остались вообще без воды: так называемые работники спилили часть труб и скрылись в неизвестном направлении», – рассказала Кристина Литау в паблике КПРФ-Омск. «Дом 167б по проспекту Мира трещит по швам. Нас не слышат и издеваются. Комиссия по дому была 2 года назад – износ составлял 72%. Сейчас намного хуже. В доме был участковый пункт полиции. По звонку свыше им было приказано покинуть данное помещение, так как опасно. А на людей наплевать. Дом не признают аварийным, но как только речь заходит о капремонте, говорят, что нецелесообразно в него вкладывать деньги», – выплеснул крик души Георгий Игоревич. «Может, кто-нибудь из администрации услышит наши крики о помощи. Дом не признан аварийным. Дышать сыростью и черной плесенью больше невозможно. Стены обваливаются прямо в квартирах. Не все семьи в доме неблагополучные. Но и «благополучным» продать квартиру здесь – за гранью реальности. Это словно ловушка, из которой многие не могут выбраться годами», – пишут жильцы дома №138 по улице Семиреченской.

Жалобы в соцсетях идут со всего города: дома  №8 на Багратиона, №36г на Нефтезаводской, №2 на Звездной, №9 на 20 лет РККА. «Нам через 2 недели в школу №91 на перекличку, а в здании трещина, как отправлять туда ребенка? Все молчат, как рыбы», – поделилась Олеся Соколова. И, кажется, не зря: в кои веки глас народа был услышан. 17 августа директор департамента образования Ольга Онищенко сообщила, что в здании не успели сделать серьезный ремонт к началу нового учебного года, и оно закрывается. Ученикам придется учиться в других зданиях, что неудобно. Зато по крайней мере потолок им на головы не упадет.

Но что делать людям, живущим в рушащихся домах, которые нельзя просто закрыть? Похоже, надеяться только на авось. Например, на вопрос омича, что делать с домами №81 и №85 по улице 50 лет Профсоюзов, мэрия бодро ответила, что они включены в программу по переселению из аварийного жилищного фонда в 2019–2025 годах. «Вы не понимаете, есть судебная экспертиза: там ясно написано, что жить в этих домах опасно!», – волнуются жители. В отличие от них мэрия невозмутимо сообщает, что «до наступления сроков, установленных программой, расселение граждан из аварийных домов возможно во исполнение соответствующих судебных решений». Возможно – не значит «будет исполнено». К тому же не факт, что к тому времени, когда жители добьются судебных решений, их дома не обвалятся.

Похоже, единственное, чего реально ждут омичи от власти: справедливо наказать виновных в обрушении дома – в надежде, что это послужит острасткой другим чиновникам. Но с этим тоже проблема, хотя историей с обрушением занялись уже и прокуратура, и Следственный комитет. На днях в Кировском районном суде огласили приговор по делу об обрушении казармы в поселке Светлый в ночь на 12 июля 2015 года: тогда 24 человека погибли, 19 человек серьезно пострадали. Искали и судили  11виновных почти 7 лет. Одним из них присудили серьезные сроки, другие, как Александр Савустьян, бывший заместитель регионального управления заказчика капитального строительства ЦВО Минобороны РФ, получивший 5 лет условно и штраф 150 тысяч рублей,  отделались испугом. Третьи оказались вовсе неподсудны «в связи с истечением срока давности». Так что совершенно справедливы слова омички Марины Кругловой:

«Вот тут и вспомнишь Советский Союз!  Ничего в городе с такими домами не решается. Через несколько лет глядишь, и панельные «хрущевки» начнут складываться. Ну снимут несколько чиновников с должности. А проблема останется. Потому что людям где-то жить надо. В таких домах ведь люди с высокими доходами не живут, а кто им предоставит жилье бесплатно? При этом регулярно собирают деньги на капитальный ремонт: в Омске цена за него в последнее время еще и в три раза выросла. За что люди платят?! За свою смерть?».

Наталья ЯКОВЛЕВА.