Первый закон о дебюрократизации и цифровом документообороте должен способствовать снижению бумажной нагрузки на учителей.
Согласно документу, отныне запрещено нагружать педагогов любой бумажной работой вне утвержденного Минпросвещения перечня документов. Такой перечень давно существует. Разработан он был еще полтора года назад, но до сих пор существовал только в виде рекомендаций, к которым никто не прислушивался.
Изменит ли что-нибудь закон? По факту отчетность никуда не денется. Закон снимает обязанность заниматься бумаготворчеством с учителя, но не со школы. Значит, эти обязанности будут перекинуты на других работников, и в первую очередь на администрацию, которая найдет способ перепоручить эту работу опять же учителям.
Уже для общественного обсуждения размещен проект приказа «Об утверждении перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ». С документом можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Предлагается утвердить девять документов: рабочая программа учебного предмета, учебного модуля, включая отчеты об исполнении; журнал учета успеваемости, включая отчет о его исполнении; журнал внеурочной деятельности; индивидуальный учебный план; план воспитательной работы; журнал учета посещаемости (для педагогов детсадов); материалы учета проведения индивидуальной профилактической работы в отношении школьников, совершивших правонарушения; характеристика на обучающегося (по запросу); документация, предусмотренная локальными нормативными актами организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и связанная с проведением мероприятий, направленных на формирование личности за пределами школы. Приказ вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
Закон о группах продленного дня. На первый взгляд, все здорово и для родителей, и для детей. Но принимать решение об открытии таких групп будут регионы, а следовательно, и выделять средства на них, видимо, тоже они. Но у всех ли регионов есть на это деньги? Не у всех есть и материально-техническая база: школы, работающие в две-три смены, никак не смогут обеспечить работу продленок. А во многих образовательных организациях с одной сменой не хватает учителей даже для основных предметов, кто же будет вести продленку.
Закон о создании всероссийского движения детей и молодёжи должен способствовать формированию их мировоззрения на основе традиционных ценностей. Согласно документу, будет образована массовая некоммерческая самоуправляемая организация для детей, подростков и студентов, у которой будет своя структура. Должны быть созданы первичные, местные и региональные отделения. Название движения и его символику выберут сами дети. Неплохое начинание в том случае, если будет интересно для детей, а не для галочки.
И еще раз о зарплате. Госдума единороссовским большинством голосов недавно отклонила проект закона, представленный КПРФ, о базовой ставке зарплаты учителей в размере двух МРОТ.
«Хотелось верить в то, что труд учителя будет достойно и примерно одинаково оплачиваться по всей стране, – пишут педагоги в комментариях и блогах. – Одно из немногих предложений, связанных с самой серьезной проблемой учительства, было отклонено депутатами Госдумы в первом же чтении».
«Какой хороший законопроект! За 18 часов работы педагог не должен получать менее 30 тысяч рублей, поскольку МРОТ с 1 июня установили от 15 тысяч. Хороший законопроект! Даже замечательный! Жаль, что не станет Законом!».
А знаете, почему отклонили?
Профильный комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов в своем заключении отметил, что предлагаемые «механизмы не позволяют достичь поставленных целей, не согласуются с нормами кодекса, регулирующими вопросы оплаты труда». В заключении комитета указано, что «предлагаемые нормы в случае принятия законопроекта будут изначально нереализуемыми на практике». Инициативу не поддержал и комитет Совета Федерации по социальной политике.
В правительстве РФ также не поддержали проект, обратив, в частности, внимание, что для реализации законопроекта потребуются дополнительные бюджетные ассигнования, при этом в его финансово-экономическом обосновании «не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств».
Одним словом, денег на достойные зарплаты учителей сейчас нет. Они уже привыкли вести по 25-30 часов, классное руководство, заниматься репетиторством, подрабатывать в Интернете. И пусть, как решили депутаты, качество обучения и воспитания страдает. Но Минпросвещения обещает уравнять зарплаты и сделать прозрачным их начисление, министр С.С. Кравцов обещает, что с 1 сентября начнется эксперимент по наведению порядка в заработных платах педагогов. Уж что-что, а порядки наводить в Минпросвещения умеют.
Татьяна ЖУРАВОК.