По итогам 2021 года Омская область по-прежнему занимает первое место по миграционной убыли населения. Из нашего региона уехало на 7 442 человека больше, чем приехало в него. Основных причин две. Первая – недостаток высокооплачиваемых рабочих мест. Причем статистика не учитывает и «скрытый» отток – вахтовиков, которые работают по всей России и, соответственно, там же платят налоги. Вторая – качество жизни, экологические проблемы, загрязнение воздуха. При этом во времена СССР Омск рос и развивался, заставляя завидовать жителей соседних регионов. Была система развития.
Взять хотя бы такую сферу, как качество дорог. Вроде деньги выделяются, чтото строят… но проходит 35 лет после «реконструкции», и дорогу нужно снова латать. Почему? А посмотрите, кто у нас сейчас занимается строительством и ремонтом дорог. Фирмы, может, и зарегистрированы в Омске, а исполнители, скажем мягко, не очень похожи на омичей. Посмотрите, кто восстанавливает «Арену-Омск», кто живет в строительных вагончиках… завтра им не жить в Омске. Поэтому им все равно. Строят как попало, поэтому дороги быстро приходят в негодность, и нужны новые и новые ассигнования. Для когото очень удобно! Считаю, что нужно создать государственное научнопроизводственное объединение на основе нашего СибАДИ и строить дороги так, чтобы они не «плыли» через год. В институте есть грамотные специалисты. Это вполне возможно сделать при минимальных затратах из бюджета Омска и Омской области.
То же и в отношении ремонта дворовых территорий. Нужны не «подачки», а система. Участвуя в избирательных кампаниях, я обошел все дворы «старых» микрорайонов Левобережья. Везде проблемы одни и те же. Первое: совершенно неэстетичные места для сбора мусора, в том числе крупногабаритного. Второе: детские площадки со всех сторон обставлены машинами. О каком здоровье детей можно говорить, если рядом с игровой площадкой у нас с одной стороны открытый мусорный контейнер, с другой – «прогреваются» машины? Есть и еще нюанс: парковочное место найти практически невозможно, соответственно, каждый вечер после работы человек едет с одной мыслью: найдёт ли он сегодня парковочное место? Начинаются конфликты. Это ненормально. Я уже не говорю про то, что сигнализация постоянно срабатывает, в том числе ночью.
Состояние дворов – это системная проблема, которую подачками через КТОСы не решить. Нужна государственная программа по поддержке автомобилистов, нужно сделать региональный или, лучше, общефедеральный проект. Чем он будет более унифицированный, тем дешевле получится, потому что оптом всегда дешевле. Нужно сделать подземные паркинги для жителей микрорайонов. Не платные и дорогие, а дешёвые или вообще бесплатные для тех, кто прописан в соседних домах. В существующих микрорайонах – государственные, в новых домах – чтобы они вместе с квартирой продавались. Это нужно еще и для сокращения выбросов в атмосферу. Подземные парковки могут иметь надёжную систему вентиляции и очистки воздуха, и люди не будут дышать выхлопами «прогревающихся» машин.
Сейчас защищать автомобилистов не модно, их всё больше ругают. Думаю, причина в том, что автомобилисты «не интересны» политикам. «Гражданское общество» – это те, кто ходит голосовать, «дворовые» бабушки да всякие хипстеры на самокатах. Автомобилисты не ходят голосовать – вот об их проблемах никто и не вспоминает. Но кто нас защитит, кроме нас самих? У всех дети, семьи, престарелые родители. Все крутятся, зарабатывают. Но, пока люди не научатся осознанно влиять на политиков, власти будут всех попрежнему грабить.
Власти и так научились стравливать людей друг с другом. Скажем, ещё одна проблема – собаки. Сколько изза них ругани! То когото покусают, то зоозащитники устраивают пикеты… но ни в одном из дворов я не видел вольеров для выгула собак. Я сам владелец собаки. В советское время были специально отведенные места, где собаководы чувствовали себя комфортно и никому не мешали. Могли заниматься с животными, спускать их с поводка. Да, это ваше животное, вы должны за ним убирать, воспитывать, но город должен определить место, где вы будете безопасно выгуливать своих четвероногих друзей! Комфортную среду нужно создавать системно. Проблемы решаются не подачками, а региональными и муниципальными законами, решаются на государственном уровне.
Не нужно спрашивать у политика: «Что ты нам дашь, чем купишь?» Нужно спрашивать: «Что ты можешь предложить, какие у тебя есть идеи, полезные для всех и для каждого?»