В день столетия Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина россияне, особенно люди старшего поколения, ждали поздравления от первых лиц государства и широко анонсированный накануне Закон о государственной поддержке пионерской организации, славной добрыми делами и патриотическим воспитанием детворы.
Тем более что все эти дни по стране разносились восторженные воспоминания и напутствия миллионов россиян, в том числе из уст государственных мужей.
Ни поздравлений, ни нового «закона о пионерах» страна не дождалась.
Но получила от власти то, чего меньше всего людям хотелось. 19 мая, в день юбилея, в Госдуму был внесен законопроект «О российском движении детей и молодежи «Большая перемена». С ним несложно ознакомиться на сайте Госдумы. Большинство из тех, кто заглянул в законопроект, испытали нескрываемую оторопь. В нем ни слова о том, что столетняя пионерия, российская детвора, подрастающая школьная молодежь получат важный статус и место в общественной жизни страны. Об опыте пионерского движения, которое вырастило настоящих патриотов великой страны, где сотни мальчишек и девчонок совершили трудовые и боевые подвиги, стали орденоносцами и Героями Советского Союза, там нет ни слова. Как нет и намека на служение великим целям, идеалам справедливости и патриотизма. Вековой опыт, наработанный миллионами людей в СССР, отброшен как ненужный, даже вредный.
Взамен проверенной и выдержавшей испытание временем идеи предлагается создать некое движение – «Большая перемена». В чем смысл этого нового образования и какие цели ставятся перед ним, из проекта закона совершенно неясно. Как и чем можно объединить в одном движении детей 6 лет и подростков возрастом 16 лет, авторы проекта не объясняют. Как не объясняют и механизм функционирования новой детско-подростковой организации.
Штампы типа: «Движение является массовой некоммерческой самоуправляемой организацией», цель которой «содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, …воспитанию детей, их профориентации, организации досуга детей и молодежи; создания возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи; подготовки детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения…» свидетельствуют о бессодержательном формализме. И чем дальше вникаешь в суть законопроекта, тем отчетливее осознаешь, что, по большому счету, в нем идет речь о некоей коммерциализации. Даже прямым текстом говорится: «Движение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность», а прибыль «может быть использована для достижения целей Движения».
Нынешняя российская власть за 30 лет своего существования насоздавала немало всяких детских и юношеских организаций – например, псевдо-«Молодую гвардию», Движение российских школьников, Волонтерское движение… Их все, без исключения, оседлали ставленники «Единой России», сумевшие превратить даже благие идеи в бездушную коммерцию на детворе. Бизнес тут оказался беззатратным и высокодоходным, бесконтрольным, иногда губительно порочным. Возрастают детская преступность, увлечение наркотиками, детская смертность. Как бы не вышло так, что и новое движение с двусмысленным названием, украденным у известного советского фильма «Большая перемена» превратится, в лучшем случае, в кампанию по растаскиванию средств. Наш читатель Владимир Ушаков в письме в редакцию с горечью заметил: «Раньше говорили: пионер – всем ребятам пример! Теперь – «большой переменщик» всем бойскаутам пример! Береги, как свою честь, капиталистическое имущество и строй эксплуататоров?! Без социалистической идеологии не может быть пионерии…
Ясно одно: инициаторы этого Законопроекта успешно отгородились от пионерии, как от Мавзолея на параде Победы. Лишь бы не красные галстуки с красными флагами. У пионеров ведь любой символ, любой шаг имеет глубокое значение. Все знали и знают, что галстук – это связь трех поколений, что это частичка Знамени великой страны. Горн, барабан – это зов идти в едином строю со взрослыми, помогать им во всем. Пионеров учили труду, а не рыночному «предпринимательству», когда одному всё, а другому ничего...