КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Правда", № 43: Алый галстук — словно пламя костра

25.04 14:40

В юбилейный год пионерии хочу рассказать о том, какую роль эта организация сыграла в жизни моей и сверстников.

 

Конец пятидесятых годов прошлого века. Затерявшаяся среди полесских лесов и болот небольшая белорусская деревня Деменка. В какой-то день с улицы донеслись незнакомые звуки. Выбежав на улицу, увидела детей, которые строем шли мимо нашего дома. Впереди отряда мальчик нёс красный флажок, следом за ним другой выбивал дробь на барабане. На шее у всех повязаны красные косынки — оказалось, пионерские галстуки. Это было так красиво и непривычно. Вскоре отряд свернул на дорогу в сторону соседнего села Лучицы. Но ещё несколько минут был слышен звук барабана и виднелся красный флажок.

А потом наступило необычное утро: учительница Ольга Семёновна сказала, что вместо уроков я поеду в районный центр Копаткевичи на пионерский слёт. Знакомый молоковоз подвёз к соседней школе, во дворе которой уже собралась большая группа детей в пионерских галстуках. Они тоже ехали на пионерский слёт. А как же я? Мне положен галстук? Оказалось, положен. Вскоре и у меня на груди заалел треугольник красного ситца. Но это был уже не простой треугольник, а символ принадлежности к Всесоюзной пионерской организации.

Слёт запомнился большой линейкой, звуками горна, барабана и песней «Взвейтесь кострами, синие ночи».

Конечно, это была игра. И мы с удовольствием её приняли. У этой «игры» были свои правила, свои законы. Конечно, спустя десятки лет можно с улыбкой читать эти законы, но плохому они не учили. Например: «Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины». Для детей Белоруссии, которая потеряла в годы Великой Отечественной войны каждого четвёртого жителя, такой закон был необходим. Или: «Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду». Для воспитания чувства коллективизма очень правильный закон. То же самое можно сказать и о других правилах юных пионеров Советского Союза.

Разъяснять, «что такое хорошо и что такое плохо», — для этого пионерская организация, как никакая другая, подходила очень хорошо.

Я не призываю немедленно вернуть пионерские отряды и дружины в школы. Хотя многие дети, с которыми беседовала о советской школе, о пионерах, сожалеют, что у них в школах нет пионерской организации.

Всё чаще в последнее время стали говорить о воспитательной роли школы. Вот и на прошедших парламентских слушаниях в Государственной думе 17 марта был сделан вывод о «…критическом переосмыслении всей изуродованной системы образования».

Отправной точкой, возможно, станет недавно проведённая на базе Международного детского центра «Артек» конференция «Детское движение: вчера, сегодня, завтра». На конференции состоялся обмен опытом общественной работы в школах, был обсуждён вопрос, «как в современных условиях можно трансформировать лучшие практики пионерского движения».

Размышляя над темой воспитания подрастающего поколения, считаю, что пионерская организация способствовала формированию чувства патриотизма: «любви и привязанности к Родине, преданности ей и готовности к жертвам ради неё».

Много споров вызывает вопрос, как заставить молодого человека изучать историю. А заставлять не надо! Предложите детям заняться поисковой работой. Ведь уже доступны многие военные архивы. В ходе поиска они, конечно, узнают и о Битве под Москвой, и о сражении на Курской дуге, нити протянутся и в соседние республики. Собирая и накапливая материал о своей семье, фиксируя положительные и негативные моменты, школьник более осознанно и глубже знакомится с историей страны.

Не могу не рассказать о случае из своего детства. Деревенские мальчишки, в том числе и мой старший брат Гриша, играя у песчаного берега реки Птичь, нашли необычные предметы: армейскую полевую сумку, ложку и солдатский медальон, а рядом обнаружились останки погибшего бойца. Медальон отправили в местный райвоенкомат, а солдата похоронили на местном кладбище.

Вскоре к нам в деревню приехала дочь погибшего. Оказывается, её семья ничего не знала о судьбе родного человека. Представляете, какая это была встреча! Жители деревни до сих пор ухаживают за могилкой. Мой же отец по сохранившемуся в медальоне адресу длительное время вёл переписку с родственниками воина.

Немного отвлеклась. Близко с пионерской работой я познакомилась в детском лагере под городом Клинцы Брянской области, где мы, студенты Чернского педагогического училища Тульской области, проходили практику.

В моду уже входила игра «Клуб весёлых и находчивых». Вот уж где мы «отрывались по полной программе». Подсказок взять негде, интернета не было. Короче, думайте сами, решайте сами, развивайте фантазию. Отряд, в который меня направили пионервожатой, активно участвовал в жизни дружины. Очень много было спортивных соревнований, конкурсов.

Наш пионерский лагерь располагался в брянских лесах. И как тут не вспомнить партизан! Участники войны, жители близлежащих сёл, были нашими частыми гостями.

Запомнилась мне и работа пионервожатой в Саяногорске Республики Хакасия и Красноярском крае. В 1968 году после окончания педучилища часть нашей группы получила распределение в Абанский район. Отдел народного образования направил меня и мою подругу Лиду Дик в Михайловскую восьмилетнюю школу. Директор школы Лилия Ивановна Попова предложила мне, помимо обязанностей учителя-предметника, исполнять обязанности пионервожатой. Я с радостью согласилась. Сошлюсь на недавнее письмо моей ученицы Галины Курлович (Максарёвой):

«Спасибо, Тамара Сергеевна! И вас поздравляю с Днём пионерии! Вы были в нашей школе не только учителем, но и старшей пионерской вожатой. Помню торжественные линейки, которые проходили в коридоре. Все в парадной форме, с красными галстуками. Вынос пионерского знамени под звуки горна и барабанную дробь. Сдача рапортов. Я была председателем совета дружины, принимала рапорты у председателей советов отрядов, затем сдавала вам. Вот это торжественное начало помню очень хорошо. Оно производило особое впечатление. Воспоминания, конечно, эпизодические. В 8-м классе (апрель 1970 г.) сдавали Ленинский зачёт. Волновались, как перед экзаменом.

Участвовали в игре «Зарница». Помню, это происходило в лесу за старой мельницей. Ещё лежал снег. Были у нас и спортивные соревнования. На поле пробегали дистанцию, а на поляне состязались в прыжках в длину. Запомнилось, как к Новому году рисовала стенгазету. Воспоминания самые светлые! И я всегда буду благодарна всем учителям за те прекрасные школьные годы. Галя Максарёва».

Очень сожалею, что современным школьникам вряд ли знакомо то чувство счастья, которое испытали мы.

Закончить свои заметки хочу строчками из бардовской песни, слова которой написал Геннадий Балахнин, а музыку Михаил Яцевич:

«Ах, как хочется

опять во вчера.

Слышать горн и выходить

на линейку.

Алый галстук, словно

пламя костра,

Повязав на ещё

тонкую шейку.

Знать, что нет на свете

лучше страны,

Знать, что нет сильнее

армии нашей,

Верить, что не будет

больше войны,

И что дело вечно

правое наше».

 

С пионерским салютом