В наши дни при рыночной экономике оказание коммунальных услуг сулит большие барыши. Вдумайтесь сами.
Не имеет значения, где проживает горожанин. Он может ютиться малосемейке, а может жить в просторной новостройке, где есть три комнаты, или даже больше. Все вышеперечисленные каждый день пользуются электричеством, теплом, водой. Некоторые ещё и газом. Это необходимое условие поддержания жизнедеятельности в многоквартирных домах. Разумеется, за столь лакомый кусок компании будут биться похлеще, чем возлюбленный за объект своих пристрастий. Каким же образом они будут это делать? Быть может предоставлением качественных услуг по доступным ценам, как «учат» современную молодёжь на уроках обществознания о прелестях свободного рынка. Как бы не так!
Для некоторых управляющих компаний борьба за клиентов – это подделка протоколов, фиктивные собрания. Мнение собственников при этом учитывать вовсе не обязательно. Воочию наблюдал за сходом граждан, до предела возмущённых действиями одной управляющей компании (название произносить не буду, дабы никто не заподозрил меня в ангажированности), стремящейся сохранить контроль над подъездами. Они не брезгуют поставить подпись за людей, давно переехавших со своего места жительства. В том числе, и в мир иной. Ведь мёртвые, как говорится, сраму не имут, почему бы не подписать напоследок фальшивый протокол.
Крайне курьёзной была ситуация, когда во время собрания собственников появился назначенный «старший по дому». Нужно отдать ему должное, он не стал отнекиваться, а говорил честно. Мол, так и так. На собрании не присутствовал, его не инициировал, о том, что его должность дефакто фиктивна, в курсе.
В подобных конфликтах для пострадавшей стороны есть плюс. Суды обычно встают в подобных спорах на сторону собственников. Но есть и минус. Современный Жилищный кодекс не ограничивает проведение собраний для выбора старшего(ей) по дому, выбор УК и т.д. Чем и пользуются недобросовестные поставщики не всегда качественных услуг. К сожалению, и жители городских многоэтажек зачастую не особо охочи до борьбы за свои права. Хотя, отчасти их можно понять. Ведь и так нервов тратятся ежедневно вагон и маленькая тележка, а тут ещё и судебные тяжбы.
Телеканал «Обком ТВ» регулярно освещает проблемы недобросовестных управляющих компаний. А это, на самом деле, оказывает воздействие.
Стоит упомянуть от ценах. Я не жил в СССР, но знаю, что в то время не платили за жилищно-коммунальные услуги более 10% от дохода семьи. Сегодня же эти платежи – существенная часть расхода бюджета большинства семей. Цены высокие, а уровень обслуживания хворает. Про добросовестность конкуренции и говорить нечего. Вот тебе и «эффективный» рыночек.
Андрей Харчук, помощник депутата Госдумы РФ.