Рождение пионерской песни
В апреле 1923 года в Москве вышел первый номер первого пионерского журнала «Барабан».
Активная работа с пионерами развернулась весной, летом, осенью, зимой 1923 года: появились яркие формы летней работы в лагерях, проводилась Международная детская неделя, неделя беспризорных. До 1925 года наблюдался небывалый подъем и количественный рост организации. В 1924 году пионеров насчитывалось более 200 000, в 1925 году уже до 1 300 000 человек. В марте 1924 года вышел первый номер журнала «Пионер», с июня начал издаваться журнал «Вожатый». В августе 1924 года в Москве открылись первые курсы по подготовке областных и губернских работников детского движения. Активизировалось взаимодействие со школами, в них пионеры организовывали форпосты – объединения учащихся – пионеров и октябрят данной школы. Работа с младшими школьниками – октябрятами стала проводиться с ноября 1925 года. Дальнейшая практика показала, что школа является наиболее удачной базой для организации пионерской деятельности с детьми.
В марте 1925 года вышел первый номер центральной пионерской газеты «Пионерская правда».
С зарождения пионерской организации началось создание агитационно-пропагандистской детской литературы. В резолюции XIII съезда ВКП(б) (май 1924 года) декларировалось: «Необходимо приступить к созданию литературы для детей под тщательным контролем и руководством партии, с целью усиления в этой литературе моментов классового, интернационального трудового воспитания. В частности, развернуть дело издания пионерской литературы, привлекая к этой работе в помощь комсомолу партийные, профессиональные и советские организации».
Но никто не будет оспаривать тот факт, что появление пионерских песен также тесно связано с этими документами, ибо в любом случае песня состоит из двух неразрывных компонентов – слов (стихов – а это и есть литература) и музыки.
К созданию этой литературы были привлечены профессиональные поэты и писатели, педагоги, организаторы первых пионерских отрядов. Причём, на первом этапе (1920-е годы) пионерской литературой занимались авторы с различными политическими установками и эстетическими вкусами. Поэтому политическое и художественное качество первых текстов пионерской литературы было неоднородно. Создателями пионерской словесности во многих случаях становились бывшие скауты, подключившиеся к работе в пионерской организации: В. Зорин, М. Стремяков, Я. Смоляров, В. Попов и другие. Но почти сразу им на подмогу двинулись прокоммунистические поэты и писатели, например, молодые комсомольские поэты Александр Безыменский и Александр Жаров.
Пионерская литература 1920-х годов — огромное количество авторских и анонимных произведений на пионерскую тематику. В этот период всё «пионерское» было еще экзотикой, областью новой и популярной, активно пропагандируемой властью; впрочем, и сами авторы живо откликнулись на рождение детского коммунистического движения. Агитационным задачам в 1920-е годы служили многочисленные художественные произведения детской литературы различных жанров (песни, пьесы, повести), посвященные пионерскому образу жизни, в которых главными действующими лицами были пионеры или дети, вступающие в пионерскую организацию.
Одним из образчиков подобной литературы являются, к примеру, такие строки из «Азбуки пионера» Владимира Каринского, вышедшей в 1925 году:
Должен каждый член звена
Исполнять обычаи:
Не курить, не пить вина,
Соблюдать приличие.
Щёлкать семечки не надо
Пионеру,
Коль гуляет он по саду
Или скверу.
Щёки вымыты отлично,
Вычищены ногти —
Пионеру неприлично
Иметь когти.
А вот какова была изначально знаменитая песня пионеров «Орлёнок» (слова Бориса Черняка).
Орленок, орленок — могучая птица,
Лети ты в далекий мой край,
Там мама-старушка по сыну томится,
Родимой привет передай!
Орленок, орленок — могучая птица,
К востоку стреми свой полет,
Взлети над Москвою, над красной столицей,
Где Ленин любимый живет!
Орленок, орленок, ему расскажи ты
Про наших врагов, про тюрьму;
Скажи, что в плену мы, но мы не разбиты
И нас не сломить никому.