КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Правда, № 31: Катастрофа или время возможностей?

28.03 14:16

Происшедшие в последние недели тектонические изменения в экономических и финансовых реалиях нашей жизни нуждаются в серьёзном и непредвзятом осмыслении. Только ли санкции Запада причина тому, что народ России вновь столкнулся с необходимостью «затягивать пояса»? Доктор экономических наук, академик РАН Сергей Глазьев уверен, что главные виновники происходящего — Центробанк и правительство России, которые все последние десятилетия вели страну неверным курсом. А нынешний тяжелейший период можно превратить во время новых возможностей для развития. «Правда» публикует в изложении основные тезисы С. Глазьева, которые он в последние дни представил на различных медиаплощадках, но которые проигнорировали ведущие федеральные СМИ.

 

(Продолжение.

Начало в № 2930)

 

Кардинально изменить всю экономическую политику

Кризис — это всегда время новых возможностей, когда можно решать особенно сложные задачи развития страны и экономики. Иностранное кредитование сегодня прекращено, мы с этим уже сталкивались в 2014 году. И, конечно же, наш ЦБ вполне мог бы заместить иностранные кредиты внутренним кредитованием. Что ему мешает рассмотреть инвестиционные проекты, которые реализуются нашими предприятиями за счёт инокредитов, и заместить эти кредиты внутренними источниками заёмных средств на тех же самых условиях?

Иностранные кредиты привлекались под 3—4% годовых. А если речь идёт о приобретении оборудования, то даже под полпроцента годовых. Заместить эти кредиты будет, конечно же, «умственным упражнением» для ЦБ. Но ничего сложного в этой операции нет. Нужно создать специальный инструмент рефинансирования по замещению иностранных кредитов. Нужно расширить внутреннее кредитование через уполномоченные банки. Они бы получали кредиты от ЦБ, предположим, под 2—3% или под 1%, и обеспечивали бы кредитование конечных заёмщиков, список которых могло бы составить правительство через министерство промышленности, которое определило бы перечень таких инвестконтрактов. Эти кредитные инвестиционные контракты должны быть зафиксированы в специальных кредитных договорах, что исключит нецелевое использование денег. Чтобы полученные от ЦБ деньги не попадали на валютный рынок или в другие ниши, не разворовывались бы, грубо говоря. Значительная часть таких контрактов связана с закупкой импортного оборудования.

Словом, предоставление замещающих кредитов Центральным банком — это первое, что надо было сделать для смягчения финансовых санкций.

Кроме того, нам возвели многочисленные торговые барьеры, импортировать европейские товары становится весьма сложно. И здесь возникает гигантская ниша для импортозамещения. В 2014 году после присоединения Крыма европейцы вслед за американцами, как мы помним, ввели санкции, на которые наше правительство ответило контрсанкциями, запретив ввоз европейских продовольственных товаров. Это оказало колоссальную стимулирующую роль для роста российского сельхозпроизводства. За 8 лет мы обеспечили себе продовольственную безопасность по зерновым, по курятине, по большинству мясных продуктов. Тогда санкции пошли нам на пользу. А что мешает и сейчас использовать возникшие проблемы для ускоренного экономического развития?

За счёт импортозамещения европейских товаров мы можем резко поднять внутреннюю деловую активность. Понятно, что не по всем товарным позициям у нас есть производственные мощности. Но по тем направлениям, где у нас есть производства, надо дать предприятиям кредиты, чтоб они наладили выпуск товаров в достаточном количестве. Причём стоимость этих кредитов должна быть сопоставима с европейской. Надо использовать всё тот же механизм специального рефинансирования, который описан выше. ЦБ должен открывать специальные кредитные линии для целей импортозамещения под 1—2% годовых. Уполномоченные банки смогут заключать соответствующие контракты с конкретными предприятиями-заёмщиками, которые смогут финансировать таким образом свои проекты, направленные на импортозамещение.

С учётом той демонетизации, которая произошла за последние 8 лет, мы оцениваем объём таких специальных инструментов рефинансирования (без инфляционных последствий) примерно в 5 трлн рублей ежегодного вливания денег в нашу экономику. Тем самым удалось бы избежать длительного периода снижения реальных доходов населения, вызванного исключительно особенностями проводимой в России денежно-кредитной политики.

Все названные выше инвестиционные проекты должны проходить оформление в уполномоченных правительственных органах, аналогично тому, как уже ныне регистрируются соглашения о защите капиталовложений и другие специальные инвестиционные проекты. Эти существующие проекты не имеют банковской кредитной поддержки, поэтому их могут себе позволить только очень богатые структуры. Обеспечив такие проекты кредитами, надо массово применять их для всех предприятий, которые готовы заниматься импортозамещением.

Подчеркну: такое кредитование не увеличивает инфляцию, а, наоборот, снижает её, носит антиинфляционный характер. Потому что за счёт таких целевых кредитов производится большее количество товаров, что снижает давление на денежный и валютный рынки. Тем самым мы будем содействовать укреплению рубля: за счёт расширения выпуска отечественных товаров мы увеличим предложение на рынке, сократим спрос, снизим инфляцию.

Это сложная задачка. Надо хорошо знать уже имеющиеся производственные мощности предприятий и их взаимосвязи с поставщиками и партнёрами, их потребности. Всем этим должны заниматься министерства и ведомства. Нужно заключать контракты с предприятиями, заниматься индикативным планированием, рассчитывать объём кредитов, договариваться с ЦБ о выделении кредитных линий. А ещё надо вводить механизмы ответственности на всех уровнях за исполнение контрактов и предоставление кредитов.

Словом, речь идёт о необходимости кардинальных изменений всей экономической политики. Надо действовать гораздо более квалифицированно, тонко, ответственно. Однако здесь нет принципиальных проблем, мы всё это можем сделать. И однажды уже успешно проделали в правительстве Примакова — Маслюкова, когда за считанные месяцы экономика из глубокого кризиса перешла в режим роста — до 20% в год!

И теперь тоже нужно переходить к целеориентированной денежно-кредитной политике, которая должна быть сопряжена со стратегическим планированием. Поток дешёвых кредитов должен обеспечивать инвестиции и расширение производства. Все необходимые инструменты у нас для этого есть, никаких новых законов принимать не надо. Необходимы всего лишь политическая воля и честные профессионалы на ответственных постах.

 

Вот конкретный пример того, что и как надо делать: ситуация в нашей авиационной отрасли. В авиастроении вопросы импортозамещения не решались десятилетиями. Это, к сожалению, типичная и показательная история. У нас всегда была возможность, сейчас она тоже есть, производить самолёты всех типов: широкофюзеляжные, узкофюзеляжные, магистральные, региональные, местные… Мы умеем производить все виды самолётов. Причём эффективность наших новейших моделей самолётов — Ил-96, Ту-334 и Ту-204 — в течение 1990-х и нулевых годов была выше, чем у зарубежных аналогов. Эти три самолёта фактически закрывали всю потребность нашего авиарынка. Но вместо того чтобы заняться их массовым производством, мы закупали огромное количество «боингов» и аэробусов.

При этом возникла, я бы сказал, шизофреническая ситуация: с одной стороны, правительство выделяло огромные средства на финансирование НИОКРов по новым самолётам, поддерживало производственные мощности — все эти годы работала федеральная программа развития гражданского авиастроения. Мы построили авиазаводы, которые загружены на 15% и работают только по спецзаказу.

А с другой стороны, госкомпания «Аэрофлот» усиленно наращивала свой парк импортных самолётов. И самое удивительное в том, что «боинги» и аэробусы покупали наши госбанки за государственные деньги, а затем передавали их в лизинг нашей государственной же компании. Загрузка наших собственных производственных мощностей составляла лишь 15%. То есть шло производство военной авиатехники, а гражданскую авиатехнику авиастроительным заводам почти не заказывали. И это продолжалось 30 лет.

Но и это ещё не всё. Государство предоставило льготы для ввоза иностранных самолётов, которые поступали без уплаты пошлин, НДС, благодаря режиму временного ввоза, разработанного для спортсменов и журналистов, которые со своими видеокамерами и лыжами приезжают в нашу страну и не платят ввозные пошлины. Под этот режим временного ввоза ввезли гигантское количество импортной авиационной техники на сумму более 100 млрд долларов. Дополнительная субсидия иностранным производителям составила порядка 10 млрд долларов не полученных бюджетом налогов и пошлин. Тем самым наши собственные авиационные производители, которые платят все налоги, были поставлены в менее выгодные условия по отношению к иностранным конкурентам. Вот к чему приводит полное отсутствие промышленной политики! Кто-то и за это должен ответить!

Теперь, когда Запад ввёл санкции, в том числе против наших авиаперевозчиков, западные авиакомпании заявили, что не будут обслуживать наши самолёты, вся эта конструкция похоронена. Порядка 80% нашего самолётного парка (импортного производства) может остановиться. Как такое могло произойти? Всё очень просто. Западные лоббисты «боингов» и аэробусов, видимо, щедро платили комиссионные недобросовестным лицам, которые в России принимали решение о закупке самолётов. Это было настоящим преступлением перед нашей экономикой, вследствие которого вся наша гражданская авиаотрасль оказалась на грани банкротства. Рухнула даже крупнейшая частная авиакомпания «Трансаэро». Выяснилось, что покупавшие иностранные самолёты банки оказались в больших убытках, потому что авиакомпания не смогла выполнять свои лизинговые обязательства.

Государственный «Аэрофлот» ещё удерживается на плаву благодаря государственной поддержке. Однако не это главное. Важно, что теперь, когда иностранные самолёты полноценно использовать стало невозможно, у нас появился шанс вновь поднять наше гражданское авиастроение. А это значит, что мы уже должны выпускать ежегодно по 100—150 самолётов. Тем более что правительство запланировало выйти на этот показатель начиная с 2008 года. Всё было в наших руках, в том числе производство комплектующих для названных моделей. Но ничего не было сделано, все планы остались лишь на бумаге. Огромные деньжищи были вложены в покупку иностранных самолётов.

Заняться полноценным возрождением гражданского авиастроения именно теперь тем более важно, что это одна из самых высокотехнологичных, развитых и наукоёмких отраслей нашей экономики с колоссальным мультипликативным эффектом. Инвестиции в эту отрасль отзываются 10 рублями инвестиций и доходов в смежных отраслях. Это вам не нефтью и газом торговать! Образно говоря, одна тонна самолёта стоит в тысячи раз дороже, чем одна тонна нефти! Это настоящий локомотив экономического развития России. Нужно немедленно загружать наши авиационные заводы на полную мощность.

Все инструменты для этого есть. Правительство и ЦБ должны через посредство государственных банков размещать контракты на покупку отечественных самолётов. И на основании государственных контрактов выдавать авиационным предприятиям кредиты под залог самих строящихся самолётов. Готовые лайнеры должен брать в долгосрочный финансовый лизинг «Аэрофлот». Таким образом, будет выстроена логичная и понятная цепочка: госбанк — государственное авиастроительное предприятие — государственный авиаперевозчик. А в качестве технической финансовой схемы кредитования отрасли должна использоваться модель инвестиционных контрактов, которая описана нами выше.

Чтоб выйти на мощность 100 самолётов в год, нужно минимум 10 лет, которые мы потеряли, и немалые кредиты. Сотни миллиардов рублей нужно вложить в авиационную промышленность. Их надо дать предприятиям на оборотные средства, на инвестиции, на модернизацию мощностей сроком хотя бы на 5 лет. Что, наша банковская система не в состоянии этого сделать?

Противники новой индустриализации России говорят, что «инвестиционные деньги», выпущенные государством, будут разворованы или потрачены не на те цели, что приведёт к гиперинфляции. Ничего подобного! Современные информационные системы позволяют контролировать расходование каждого рубля, каждой копейки, нужно только наладить такой контролирующий механизм.