Согласно официальным ежегодным отчетам, всё в Полтавском районе хорошо, стабильно, администрация действует эффективно. Но удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления падает, а численность жителей сокращается примерно на 300 человек ежегодно. Почему? Что же происходит?
Животноводство: фактически – убыль
Буквально за 10 лет прекратили свое существование крупные сельскохозяйственные кооперативы, такие, например, как СПК «Полтавский», СПК «Ольгинский», а также «СПК «Соловьевский» и СПК «Вольновский». По двум последним было инициировано банкротство не без помощи главы района А.В. Милашенко (полномочия которого были в мае 2021 г. досрочно прекращены с утратой доверия, в связи с незаконными выплатами самому себе премий с 2017 по 2020 год, но решением Совета Полтавского муниципального района Омской области от 23.07.2021 года он вновь избран главой. – Ред.). Часть имущества разграблена на первых этапах банкротства этих двух предприятий. Есть, как говорится, живые свидетели, которые помнят, кто и как организовывал все мероприятия. Имущество СПК «Вольновский» и СПК «Соловьевский» (а это в основном земля и не малая часть имущественного комплекса СПК «Соловьевский») были «слиты» районной властью в ООО «КЭАГРО» – под обязательство сохранить поголовье КРС и развивать животноводство. Обязались, в частности, построить животноводческий комплекс на 500 голов – но все раздербанили.
Предприятие получило большие средства на развитие отрасли, в конечном итоге чиновники красиво отчитались – и все!
По отчетам в животноводстве – рост, а фактически – убыль. Например, в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота в 2016 г. – 22 721 голова, в 2020 г. – 17 200 голов. В крупных сельскохозяйственных организациях в 2016 г. – 14 931 голова, в 2020 г. – 9700 голов. Правда, на бумаге видим: больше стало занято КФХ и ИП – в 2010м было 6, а в 2020 г. – 17. Но они же не способны возместить потери в животноводстве после развала крупных кооперативов!
Растениеводство: обстановка не лучше
КФХ и ИП в 2010 г. – 67, в 2020 году – 50; крупных и средних организаций в 2010 году – 13, в 2020 году –11. Видно, что хозяйствующие субъекты, занятые в растениеводстве, лихорадит. Почему? Ктото вовремя не получил поддержку в виде субсидии и гранд на развитие – может, связи были с районными чиновниками не на должном уровне?
Вот одна из последних попыток: по той же схеме, как и раньше, хотели «отжать» все у СПК «Кировский». Когда договориться с председателем СПК не получилось – в работу включились все, в том числе и заместитель главы А.В. Юркинсон, курирующий сельское хозяйство. И посыпались заявления во все органы на руководителя СПК. Оказалось, господа бились ради интересов соседа из Одесского района, что не оставит налогов для пополнения местного бюджета в тех объемах, как СПК. Как же можно говорить, что все в порядке в сельском хозяйстве и мы – один из сильнейших районов, когда наши хозяйствующие субъекты поглощают предприятия из соседних районов?
Культура: оптимизация и текучесть кадров
В результате безграмотных действий, порочного стиля работы начальника управления культуры М.А. Рогожиной и полного отсутствия контроля со стороны куратора – первого заместителя главы района В.В. Никитиной, отрасли культуры нанесен значительный урон.
Создаваемая годами преемственность кадров была грубо нарушена, и в течение двух лет вынужденно оставили работу 80% руководителей учреждений культуры. Это были профессионалы с 30–35летним стажем. Как результат – наблюдается снижение доли жителей муниципального района, занимающихся творческой деятельностью на непрофессиональной основе, а также уменьшилось количество посещений населением культурнодосуговых мероприятий. По этой причине, заключительные отчетные концерты сельских домов культуры со сцены районного Дома культуры перенесены (еще до разгула ковида) на сельские поселения.
За последние годы в районе прекратили свою деятельность пять учреждений культуры, до абсурда доведена оптимизация библиотечной сети. Библиотека практически не формируется новыми фондами, катастрофически сложная ситуация с кадрами в школе искусств, ряд клубов месяцами имеют вакансии. Полтавчане много лет гордились образцовым детским ансамблем танца «Феникс», который занимался под руководством Зинаиды Шалыпиной в культурнодосуговом центре «Русь». Ансамбль принимал участие в XIV Всероссийском фестивалеконкурсе национальных культур «Моя Федерация». Сегодня родители участников свидетельствуют – ансамбль прекратил свою жизнь. Исчезла секция борьбы для школьников, которую вел И.Д. Чернобай, а ведь им были воспитаны призеры соревнований Сибирского округа, кандидат в мастера спорта.
Не иначе, как неспособностью власти организовать работу, можно объяснить тот факт, что выделенные федеральные средства своевременно не освоены при проведении капитального ремонта районного Дома культуры. Допущены технологические ошибки, финансовые нарушения и хищение звуковой акустической аппаратуры. Волокита и недостаточные знания процедурных вопросов привели при проведении аукциона на капитальный ремонт детской школы искусств к тому, что контракт расторгли. Учащиеся вынуждены были заниматься на птичьих правах в других учреждениях.
Образование: критическая ситуация
Некому преподавать даже в школах райцентра, не говоря уже про сельские школы.
Сам факт постоянных вакансий преподавателейпредметников в базовой Полтавской школе №2 и наличие только одногодвух преподавателей с высшей категорией должен быть тревожным симптомом для руководства школы, комитета образования и администрации района. Увы! Программы по иностранным языкам, физике, русскому языку и другим предметам не реализуются в должной мере.
А началось с того, что несменяемый глава района А.В. Милашенко поддержал лозунг своего зама «Пенсионер должен сидеть на пенсии». Пенсионеры ушли, а замена не появилась! Наши дети, внуки, фактически остаются без образования. Район лишается будущего. Отсутствие возможности получить полноценное среднее образование на малой родине – одна из первых причин отъезда молодых семей из района. А какое будущее без молодежи?!
В дошкольном образовании не хватает персонала, хотя наполняемость групп всего 30–50%. Оброк с родителей в детских садах не всем по карману, им интересно, куда уходят бюджетные средства на содержание детских садов? Родители платят за посуду, постельное белье, игрушки, ремонт помещений, а осенью еще и овощами снабжают. И чем же наш район может привлечь молодых специалистов? Да, правительство страны выделяет подъемные средства молодому специалисту, но где он житьто будет? В нашем районе служебное жилье в нужном объеме отсутствует, потому, что годами никто об этом не думал. То, что было в фонде муниципального имущества – ушло «своим» под приватизацию.
Здравоохранение: спасай себя сам
Изза недостаточного количества профильных специалистов, на прием, к примеру, к врачустоматологу можно получить талон за 10–14 дней, к хирургу попадешь после 3–4 попыток. Материальнотехническая база обновляется крайне редко, на это указывают сами врачи. Треть зданий построена в … 1907 году.
Нельзя оставить без внимания и предпринимательскую деятельность, которую развернули главный врач ЦРБ С.И. Шутов и его супруга А.В. Шутова, терапевт, а это – частная аптека напротив больницы. Здесь же госпожатерапевт ведет платный прием граждан. Наверное, не стоит гадать, где всегда есть время для приема.
Жилищнокоммунальная сфера
Предприятие ООО «Коммунальник» – банкрот. Другое предприятие – «Тепловик» дрейфует на грани банкротства уже несколько лет, задолженность в пределах 50 млн рублей. Между тем во многих районах области существуют МУПы, нормально работающие, не имея таких долгов и проблем, а у нас – как начало отопительного сезона – то газ не подают, то уголь не везут. Вот и ныне в декабре в районе чрезвычайная ситуация изза нехватки твердого топлива.
…Добавляю в заключение: в 2010 г. численность населения составляла – 21 772 человека, на 1 января 2021 г. – 19 208 человек.
А.В. МЕНЬКОВ,
депутат первого и шестого созывов
Совета Полтавского муниципального района.