Поправки в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты, предложенные правительством и принятые Госдумой 21 октября в первом чтении, подхлестнут рост цен. В этом многие парламентарии, в том числе и «единороссы», уверены, как говорится, на все сто. Но даже предвидение тяжёлых для граждан страны последствий не помешало парламентскому большинству в содружестве с половиной фракции «Новых людей» проголосовать «за».
Законопроект очень сложный. В нём сплелись воедино налоговые вопросы, проблемы межбюджетных отношений, делёж казённых денег и полномочий правительства и парламента. Будущий закон, по меткому определению первого заместителя руководителя фракции КПРФ Николая Коломейцева, напоминает «братскую могилу», которая от чтения к чтению документа в Госдуме наверняка будет разрастаться.
Итак, всё по порядку. Законопроект закрепляет на постоянной основе право правительства перераспределять бюджетные средства: внутри Резервного фонда, между госпрограммами и, соответственно, ведомствами, а также между объектами в рамках адресных инвестиционных программ. Это право кабмин вытребовал себе у парламента в период ухудшения экономической ситуации в условиях пандемии для более оперативного принятия управленческих решений. Но, войдя во вкус свободного распоряжения деньгами, российский «Белый дом» захотел сделать временные меры постоянными. Триллион направо, триллион налево — всё будет решать правительство практически самостоятельно, без принятия Госдумой поправок в бюджет.
При этом замминистра финансов Алексей Лавров убеждает, что изменение бюджетного процесса улучшило исполнение бюджета. Утверждение, признаться, далеко небесспорное. За прошлый год консолидированный долг субъектов Федерации после четырёх лет снижения увеличился на 383,1 млрд руб. и составил 2,5 трлн руб., за этот год он подрос ещё на 500 млрд руб. Увеличился и разрыв между десятью наиболее и десятью наименее обеспеченными в бюджетном отношении регионами с 2,5 раза в 2016 году до 2,9 раза в 2020-м. Задачи, связанные с капитальным строительством, выполнены лишь на 64%. Так стоит ли распределение бюджетных средств отдавать на откуп правительству, пусть даже оно будет согласовывать свои решения с парламентской комиссией?! Комиссия — это не весь парламент, всегда есть возможность договориться кулуарно, без привлечения внимания, как говорится, широкой общественности к движению казённых денег.
Ряд положений законопроекта касается пресловутого Фонда национального благосостояния. Правительство предложило сделать временную норму об использовании им в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня средств Фонда национального благосостояния для покрытия дефицита бюджета постоянной. Также законопроект продлевает действующую до 2024 года норму об использовании доходов от управления средствами ФНБ на текущие расходы ещё на год. Все эти правительственные инициативы с новой силой всколыхнули спор оппозиции с «партией власти» о целесообразности изъятия денег из экономики страны для раздувания «подушки безопасности». По введённому «единороссами» бюджетному правилу часть доходов от нефти и газа зачисляется в Фонд, активы которого размещены за рубежом. И 20 лет «единороссы», сидящие и в правительственных, и в думских кабинетах, говорят, что эти деньги тратить нельзя, придумывая разные основания: то надо денежную массу «стерилизовать», то сделать накопления на «чёрный день», то валютный курс отрегулировать. По сути же происходит изъятие природной ренты. И этому пора положить конец, считает парламентская оппозиция.
Есть в законопроекте и поправки, касающиеся материального достатка субъектов Федерации. Правительство предложило забрать у регионов труднопрогнозируемые доходы от акцизов на средние дистилляты (некоторые продукты переработки нефти, в том числе мазут) и дать им взамен 4% поступлений средств от акцизов на крепкий алкоголь. Некоторые парламентарии высказывали опасение, что это заставит регионы наращивать объёмы продажи алкоголя. Почему бы, учитывая рост долгов, не оставить регионам оба акциза, высказал вопрос-пожелание коммунист Евгений Бессонов. По мнению правительства, непредсказуемость доходной базы от акциза на средние дистилляты создаёт нестабильность финансового положения: зачем, мол, регионам эта морока?
Изменяется и соотношение нормативов зачисления налога на добычу полезных ископаемых в федеральный и региональные бюджеты. Так, по коксующемуся углю регионы получали 60% дохода от НДПИ, теперь будут получать только 25%. Даже с учётом компенсаций, которые посулило правительство, Кузбасс, например, где добывается 84% коксующегося угля, теряет здесь порядка 3 млрд рублей, встревожились парламентарии. Доходы не уменьшатся, успокоило правительство, поскольку НДПИ будет увеличен. Звучит, однако, тоже неутешительно.
Николай Коломейцев, воспользовавшись темой разговора, уже в который раз поставил перед правительством вопрос об обеспечении полномочий регионов финансовыми мандатами. Сегодня 70% региональных обязательств не подкреплены денежными средствами, напомнил депутат.
В искусстве извлечения прибыли и поддержке чужих экономик российскому правительству в мире нет равных. Замминистра финансов как о чём-то обыденном рассказал об одной налоговой новации — вводится акциз на жидкую сталь, который будет распределяться между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 83% денежных поступлений — центру и 17% — субъектам Федерации. Такого акциза нет нигде, утверждают видавшие виды парламентарии. По сути, это повторение налогового манёвра 2018 года, который тогда привёл к резкому удорожанию бензина, заметили экономисты. Сегодня предложенная правительством поправка отменяет экспортные пошлины на металлы, заменяя их НДПИ на руды цветных металлов. Таким образом, НДПИ взлетит в 2,5 раза, опустив при этом рентабельность, прибыльность, инвестиционную привлекательность предприятий не только добывающей, но и обрабатывающей промышленности и машиностроения. И это при том, что в прошлом году уже был чуть ли не 100-процентный скачок цен на сталь, из-за чего обрабатывающая промышленность, столкнувшись с проблемой реализации своей продукции, оказалась парализована.
Акциз на жидкую сталь, которая получается из лома, удорожает машиностроительную продукцию внутри страны, при этом импорт он не затронет, отметили парламентарии. Это вызовет сокращение производства внутри страны, падение ВВП и, следовательно, сокращение доходов бюджета.
Металлургическим олигархам всё равно, какой там акциз нарисует правительство, — так или иначе они вложат его в стоимость товара! — не сомневается Николай Коломейцев. Если бы правительство действительно хотело урезонить аппетиты олигархов, то оно в первую очередь ввело бы экспортные пошлины. А так — за всё заплатит конечный потребитель.
Отслеживая динамику цен, эксперты отмечают, что с января по июль металл подорожал в три раза(!). После того как были введены экспортные пошлины, цены слегка откатились назад. А потом, уже на стадии обсуждения в правительстве налоговых новшеств и вопроса отмены экспортных пошлин, цены на металл снова поползли вверх, потянув за собой все остальные. Вот и ответ на вопрос, почему дорожают продукты питания.
Этим вопросом задаются все. И ответ на него лежит не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Интересный диалог довелось мне на днях услышать в магазине, стоя у мясного прилавка:
— Это что ж такое?! — возмущался пожилой мужчина, разглядывая ценники. — Если так дальше пойдёт, то нам скоро всем вегетарианцами придётся стать, — и, видимо, произведя в уме какие-то математические расчёты, махнув рукой, отошёл от витрины.
— Надо было думать, за кого голосуете, — бросил ему вслед продавец. — Я вот уже лет пять на выборы не хожу.
— Вот из-за таких, как вы, и скрутили нас в бараний рог, — задержав шаг, бросил через спину покупатель и, не желая продолжать бессмысленный спор, пошёл прочь.
— Опять ты, Анатолий, во всём виноват, — меняя ценники, посочувствовала коллеге продавщица из соседнего овощного отдела.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.