Сегодня, 2 апреля, отмечается Международный день детской книги. В этот день 216 лет назад в маленьком датском городке Оденсе в семье прачки и сапожника родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен, ставший всемирно известным сказочником.
Он не был женат, у него не было детей, и он обижался, когда его называли «детским писателем» – он считал, что его произведения должны быть интересны всем. А всего он написал 3381 произведение, включая стихи и фантастику, путевые заметки и пьесы, а сказок – чуть больше полутора сотен.
Трудно и сложно складывалась его судьба – может быть, поэтому в его произведениях, даже сказках, много горечи, насилия и жестокости. В викторианской Англии его признали «величайшим из живущих писателей» – но его сказки издавали не в переводах, а в пересказах, удаляя из них «недетские» фрагменты.
Когда у Микеланджело спросили, как он создаёт свои великолепные статуи, он ответил: «Беру глыбу прекрасного мрамора – и отсекаю всё лишнее».
Известное и любимое всеми детьми – да и взрослыми – СССР классическое издание «Сказки и истории» Андерсена было создано именно так – та самая советская цензура бережно и аккуратно отсекла «недетские» фрагменты, и мы увидели Андерсена во всём его блеске, как алмаз после огранки, ставший бриллиантом.
А изданный в «перестроечное» время бесцензурный двухтомник принёс читателям глубокое разочарование, и вожделенные книжки были запрятаны в глубинах книжных шкафов, подальше от детишек.
На совершенно новый уровень подняли детскую литературу советские писатели – и именно потому, что Советская власть уделяла огромное внимание воспитанию нового поколения, видела в этом важнейшую государственную задачу.
Оскар Уайльд предлагал своим критикам не указывать на его недостатки – а переписать его сюжет «как следует». И именно так поступил Алексей Толстой: в предисловии он написал, что в детстве читал о приключениях деревянной куклы, а теперь перескажет этот рассказ – так появились «Приключения Буратино». И весёлый, озорной, живой Буратино резко отличался от своего занудливо-нравоучительного и скучного Пиноккио.
Так же сделал и Николай Носов – ходячий сюжет о маленьких лесных человечках, очередной раз пересказанный Анной Хвольсон, он превратил в великолепную серию книжек про Незнайку и его друзей-коротышек.
А пьесы Шварца «по андерсеновским мотивам» – «Тень», «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Голый король»? Здесь воистину талант умножился на талант и старые сюжеты ожили в новой жизни!
Конечно, на века остались сказки Пушкина и Ершова. Конечно, у каждого большого русского писателя было по несколько рассказов о детях и для детей. Но ведь какой прекрасный, весёлый и интересный мир открыли советские детские писатели – Чуковский, Михалков, Маршак, Гайдар, Кассиль, Агния Барто! Как пробуждал у ребят тягу к знаниям «доктор занимательных наук» Перельман! Какие горизонты техники открывал для будущих инженеров Владимир Немцов! Как ненавязчиво и мудро учил детей уважению к труду и мастерству Евгений Пермяк!
«Писателями одной книги» стали Юрий Олеша, Андрей Некрасов, Лазарь Лагин – но каких книг! «Три толстяка», «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч»!
А повести-сказки Губарева, где реальность переходит в сказку, а сказка в реальность – «Королевство кривых зеркал», «Трое на острове»? А книги Эдуарда Успенского?
Мощное издательство – «Детская литература» – было единственным в мире, специализирующимся на книгах для детей и издавало их стотысячными и миллионными тиражами.
В январе 1941 года на комсомольском съезде Аркадий Гайдар сказал: «Пусть потом когда-нибудь люди подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию".
В октябре того же года писатель, военный корреспондент, пулемётчик партизанского отряда Аркадий пал смертью храбрых при прорыве из окружения. Но краснозвёздная крепкая гвардия, подготовленная его книгами, дошла до Берлина и подняла над куполом Рейхстага красное знамя Победы.
И если мы хотим, чтобы новым поколениям любое дело было по плечу – начинать надо с детских книг, умных, честных, ярких, созданных самыми талантливыми писателями. Ведь для детей надо писать так же, как для взрослых – только лучше.
Нина ОСТАНИНА.