Хамское отношение к подчинённым в последнее время входит в моду в среде «эффективных менеджеров»
«ВЫ ЧЁ ЗДЕСЬ устроили за м…цию, б…, проститутки! Задушу, суку!.. Почему аспаркама нет, б…! И почему здесь жарко, б…? Здесь должно быть холодно, на х…!»
Думаете, это что? Разборки в подворотне? Разговор блатных на зоне? А вот и не угадали! Это — напутствие старшего фельдшера (мужчины) одной из подстанций Самарской скорой медицинской помощи своим коллегам (женщинам), которое они записали на диктофон.
И знаете, что самое страшное? В том, что подобные монологи для многих медиков совсем не в новинку. Да что там медикам! Подобный стиль «управления» и «руководства» сегодня, похоже, становится повсеместным.
Конечно, отборный мат и изысканные оскорбления из уст начальника подчинённые слышат, может быть, и не каждый день. Но хамское отношение руководителя к нижестоящему сотруднику уже стало, увы, почти обычным делом. Об этом говорят, например, массовые запросы в интернет-поисковиках, которые начинаются со слов «Что делать, если начальник…» и далее: «выживает с работы», «гнобит», «орёт», «унижает», «придирается», «самодур» и т.д.
По данным социологического исследования, проведённого НИУ ВШЭ, около 56% работников в России сталкиваются с унижением человеческого достоинства, исходящим от руководителя. Делается логичный вывод: «Тот факт, что с враждебным поведением руководителя имели дело более половины опрошенных, свидетельствует: в России такое поведение — это не просто выражение личной неприязни к конкретному работнику, а элемент организации трудового процесса в компании».
Что происходит? Ведь, казалось бы, трудовой коллектив должен выполнять одну задачу, двигаться к одной цели, и в этом движении, как в работе гребцов в одной лодке, важнейшим условием является слаженность действий, доверие друг другу в команде. Иное дело, когда общая цель либо совсем отсутствует, либо никого из команды не интересует, а каждый имеет свой личный интерес, часто не совпадающий с достижением, казалось бы, общих результатов. Руководство начинает явно чувствовать себя людьми «первого сорта», а на работников смотрит как на холопов, главное достоинство которых — смотреть в рот начальнику. Уважающие себя профессионалы уж точно выпадают из этой схемы отношений. Как результат: лучшие уходят, послушные остаются. И когда руководитель избавился от всех, кто готов постоять за себя и высказать своё мнение, вот тогда «босс» теряет уже все берега и своё человеческое лицо. В ход идут и оскорбления, и мат.
Ну ладно, скажете вы, какая стройка, военные учения или полицейская спецоперация обходятся без крепкого русского словца начальника? Но можно ли то же сказать о высококвалифицированной, глубоко гуманистической работе врача?
Вот ещё одна запись, сделанная врачом «скорой помощи», с которым общается заведующая одной из московских подстанций по поводу больничного: «В мае 18 дней, сейчас что тебя, б…, схватило? Холера или чё?
— Н.Г., я с температурой.
— И чё дальше? С температурой, в п…, у тебя G-шка положительная (есть антитела. — М.П.), ты закрыт от ковида иммунитетом.
— Но тем не менее, Н.Г., я с температурой.
— Ты меня понял или нет? Никаких тем и никаких менее. Ты меня понял или нет, Слава? За… вы, б…, с… б…, ковидом прикрываетесь все… Значит, ты меня понял? Закрывай как хочешь. Е… б… кто выдаёт тебе больничный? Взятки давай — закрывай, у меня машины у стенки стоят. Совсем уже ох…, сил нет, одни чувства…
— Н.Г., врач уже был на дому, назначила антибиотики, я сижу дома, пью лекарства, никуда не хожу.
— Е…сила, ты что как врач с врачом не можешь договориться? Сколько, на х…, ты можешь пить антибиотики? Во всём мире антибиотики не пьют больше пяти дней. Ты что мне х…ю гонишь? Сам идиот, б…, и врач идиотка!.. Пошёл ты на х…, ты — врач, а не фельдшер. Чё хочешь делай, выписывайся — и выходи, в ж...»
КАК ГРУСТНО признался мне один из покинувших профессию врач: «Отношение к персоналу как к легкозаменяемым винтикам и мусору».
Вы можете сказать, а нам-то какое дело, как там начальник с подчинённым разговаривает? Пусть сами и разбираются. Проблема в том, что вот этот униженный, озлобленный, больной, затурканный врач приедет не куда-нибудь, а к вам, больному и ждущему медицинской помощи и доброго слова. Теперь вы понимаете, почему наши врачи вам не улыбаются, почему они часто грубы и даже хамовиты? Они ведь не роботы. А от постоянных унижений у них не только настроение ухудшается, но и «кожа дубеет», порог восприятия вырастает выше крыши. А у кого не дубеет, кто слишком чувствительный, тот просто уходит из профессии, чтобы не быть вечной отбивной котлетой для начальства и, увы, частенько и пациентов. Вопрос, всегда ли толстокожие являются и лучшими докторами, остаётся риторическим.
Может, для всех нас было бы гораздо полезнее, чтобы уходили не такие медики, а начальники-хамы?
Мария ПАНОВА.