«Справедливая Россия» подписала соглашение об объединении с двумя партиями – «За правду» и «Патриоты России». По словам Сергея Миронова, после объединения партия будет называться «Справедливая Россия – за правду». Миронов предложил объединяться всем левым, включая КПРФ, чтобы покончить с «монополией одной партии».
В интервью РИА Новости, телеканалу «Красная Линия» и газете «Советская Россия» предложение справороссов оценил заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков:
- Ничто не ново под луной, и в российской политике уже был казус «объединения», связанный со «Справедливой Россией». Сама эта партия когда-то появилась на авансцене российской политики путем слияния «Партии жизни», которую как раз Миронов и возглавлял, «Партии пенсионеров» и партии «Родина» под руководством Дмитрия Рогозина.
Характер деятельности тех партий, стилистика поведения их лидеров, содержание программных документов серьезно различались. Но было и то, что их объединяло. Во-первых, это претензии на свою долю оппозиционности, а, во-вторых, модерируемость их деятельности из стен администрации президента. Именно поэтому по команде сверху все эти партии были слиты в единую структуру. Так и была сконструирована «Справедливая Россия».
Вполне понятно, что перед «Единой Россией» стоят серьёзные вызовы. Она ведь принимает на себя значительный негатив в связи с проводимой в стране политикой. В результате, несмотря на фальсификации и манипуляции избирательным процессом, удерживать большинство в парламенте ей непросто. Поэтому в особых, критических ситуациях единороссам нужны союзники, которые позволяли бы придавать буржуазной политической системе и существующему политическому режиму известную устойчивость. Такой была подноготная появления «Справедливой России».
Но вот прошло время. Как это уже было с «Партией жизни» господина Миронова, «Справедливая Россия» находится теперь в очень сложном положении. Ее попадание в будущий состав Государственной Думы, мягко говоря, не гарантировано. Она балансирует на грани прохождения барьера, установленного законом.
«Модераторам» из администрации президента предстояло принять решение, что с этим делать. Нужно либо согласиться с возможностью ухода данной партии с политической сцены, либо попытаться «влить в старые меха свежую кровь». Решили идти по второму сценарию. Поэтому объявлено об объединении справороссов как с влачащей жалкое существование партией «Патриоты России» Геннадия Семигина, так и с политическим новообразованием «За правду» Захара Прилепина.
Но теперь давайте оценим, что и с чем складывают. Дела у «Справедливой России» идут неблестяще, «Партия патриотов» так и не снискала успехов за долгие годы, а партия «За правду» не успела эти успехи обрести. Чтобы обеспечить им политическое выживание и принято, видимо, решение об очередном слиянии нескольких партий в одну. Так что фокус этот проделывается не в первый раз, и совершается он не от хорошей жизни. В противном случае «Справедливая Россия» может просто исчезнуть.
Но возникает вопрос: А спасёт ли ситуацию принятое сейчас политтехнологическое решение? Я думаю, что это не факт. Без известной доли административного ресурса гарантировать места в новом составе Госдумы представителям новой партии будет сложно. Но коль скоро её организуют «усилиями сверху», значит, именно «оттуда» и будут обеспечивать будущее этой структуры.
Естественно, господин Миронов заявляет о своей оппозиционности. Он говорит даже о необходимости всем оппозиционным партиям побороться с политическим монополизмом в России. На первый взгляд, заявление абсолютно правильное, под которым можно поставить и свою подпись. Но если вы присмотритесь, то убедитесь: есть практика дел, а есть практика слов. Так вот, если говорить о практике дел, то с оппозиционностью у Сергея Михайловича дело обстоит, мягко говоря, своеобразно.
Во-первых, он не отказался в своё время ни от создания «Партии жизни», ни от конструирования «Справедливой России». А ведь у их появления была явная цель - оттягивать голоса у ведущей оппозиционной силы – у КПРФ. Таким образом, он согласился на участие в спойлерском проекте. И это спойлерство - не в отношении «Единой России», а в отношении Коммунистической партии.
Во-вторых, все слова Сергея Михайловича о перспективности создания некоей оппозиционной коалиции разбиваются об одно обстоятельство. Его фактическая готовность к коалициям проявляется через те или иные решения. Главную проверку на оппозиционность партия Миронова прошла на последних президентских выборах. Она не посмела выдвинуть своего кандидата на пост главы государства, а поддержала уже действующего президента. И это, несмотря на то, что своим кандидатом его считала «Единая Россия».
Вот и получается, что когда речь идёт о ключевых событиях политической жизни, «Единая Россия» и «Справедливая Россия» выступают единым фронтом. На этом фоне все заявления бывшего председателя Совета Федерации о необходимости борьбы с политическим монополизмом единороссов выглядят, мягко говоря, двусмысленно.