Нормативы, которым должны отвечать вода, электроэнергия, тепло, газ и другие услуги, указаны в постановлении правительства №354 от 06.05.2011 г. В этом же документе указан порядок действий, если услуги ЖКХ отличаются от норм.
Если вдруг батареи зимой остыли или из крана течет ржавая вода, или случилось другое нарушение в предоставлении услуг ЖКХ, нужно обратиться в аварийнодиспетчерскую службу. Это можно сделать письменно или устно, например, по телефону. Вы должны убедиться, что диспетчер зарегистрировал ваше обращение и присвоил ему номер, указав время заявки, так как с этого момента начинается отсчет периода предоставления некачественной услуги. Лучше узнать фамилию сотрудника, принявшего вызов. Бывает, что УК не фиксируют обращение, поэтому надо требовать, чтоб заявка была внесена в журнал.
Если диспетчер и УК не знают причину нарушения или сбоя, они должны провести проверку. Диспетчер должен сразу же согласовать время с жильцом: не позднее двух часов после обращения (если заявитель не выберет другое время или день). После проверки УК должна составить акт, в котором указываются выявленные нарушения или их отсутствие. Один экземпляр получает потребитель.
Если собственник не согласен с результатом проверки или УК вовсе отказывается ее проводить, можно составить акт о нарушениях, пригласив в качестве свидетелей председателя ТСЖ и двоих соседей.
Можно также сделать фотографии, например, неубранного подъезда. Если необходимы точные замеры, например, чтобы зафиксировать сбои давления воды и газа, можно привлечь независимую экспертную компанию. В этом случае следует уведомить управляющую компанию о том, что будет проведена независимая экспертиза, иначе ее результаты можно будет оспорить в суде.
Имея на руках акт проверки или заключение эксперта, потребитель некачественной услуги может обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчете платежей. Если УК отказывается снизить плату, можно привлечь жилищную инспекцию или подать иск в суд.
В общем, можно сделать вывод: закон есть, и в нем прописаны ваши права, но понятно, что выдержать битву за справедливое снижение оплаты некачественных услуг может далеко не каждый. Нужно иметь крепкое здоровье, железные нервы и массу свободного времени.
ВОДА
Температура горячей воды должна составлять 60–70 градусов по Цельсию. Допустимые перерывы поставки горячей воды – суммарно не более 8 часов в месяц, непрерывно не более 4 часов. Плановое отключение должно длиться не более 14 дней. При аварии на магистрали допустимый перерыв – не более 24 часов. Холодную воду могут перекрыть не более чем на 4 часа единовременно и на 8 часов в общей сложности в месяц.
Если перебои превышают нормативы, то за каждый лишний час счет на воду сокращается на 0,15%. Скажем, если горячей воды не будет сутки, то платеж за воду сократят на 3% (допустимый простой превышен на 20 часов). Если температура горячей воды составляет меньше 60 градусов, то по той же схеме осуществляется вычет на 0,1% за каждые три градуса ниже нормы. В случае если вода идет ненадлежащего качества, например ржавая или издает неприятный запах, до тех пор, пока нарушение не исправят, эта услуга не оплачивается. А при давлении меньше нормы в пределах 25% оплата снижается на 0,1% за каждый час, и, если целый месяц напор был слабым, то счет сократится на 72%. Если давление отклоняется от нормы больше чем на 25%, дни, когда из крана вода течет по каплям, вообще не оплачиваются.
Также есть регламент для водоотведения (это работа канализации). Тут допустимый сбой 8 часов в месяц и 4 часа единовременно, за каждый лишний час вычитается 0,15% от счета.
ТЕПЛО
В отопительный период температура в комнате должна составлять 18 градусов (20 градусов в угловых комнатах). Если температура выше 24 градусов, то за излишки платить не надо. Ночью допускается снижение нормативной температуры на 3 градуса.
Допустимые перебои при отоплении – не более 24 часов в месяц суммарно и 16 часов единовременно, если температура не меньше 12 градусов; 8 часов единовременно при температуре от 10 до 12 градусов; 4 часа при температуре от 8 до 10 градусов. При перебоях стоимость услуг снижается на 0,15% за каждый час и за каждый градус. То есть при снижении температуры на один градус первый час сократит платеж на 0,30%, а два часа означают вычет в 0,45%.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО и ГАЗ
Допустимые перерывы подачи электроэнергии – 2 часа, если есть два резервных источника питания, и 24 часа при одном источнике питания. Дополнительный простой означает вычет в 0,15% за каждый час, в случае если счетчик не установлен. Если напряжение скачет, то за каждый час перепадов вычитается 0,1% от счета. Допустимые перебои в подаче газа – 4 часа в месяц. За каждый лишний час платеж сокращается на 0,15%. Если давление газа меньше установленной нормы в пределах 25%, то счет сокращается на 0,1% за каждый час, если давление слабее 75% от нормы – не оплачивается весь день.
Услуги по содержанию дома
Сюда относятся все услуги, которые оказывает управляющая компания. Прежде всего, это уборка дома и вывоз мусора. Но можно обратить внимание и на более редкие услуги, которые могут быть указаны в договоре, например, прочистку вентиляционных шахт.
Подготовила Татьяна ЖУРАВОК.