КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Юрий Афонин: В столетнюю годовщину плана ГОЭЛРО мы требуем национализации российской энергетики

22.12 16:53

Заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин прокомментировал столетний юбилей провозглашения В.И. Лениным плана ГОЭЛРО.

Ровно 100 лет назад – 22 декабря 1920 года – Владимир Ильич Ленин выступил на VIII Всероссийском Съезде Советов с докладом, в котором представил России и миру план ГОЭЛРО. Можно без преувеличения сказать, что этот план стал поворотной вехой в истории нашей страны, а, отчасти, и всего человечества.

Вопреки нынешним россказням «булкохрустов», царская Россия стадиально отставала в развитии всех передовых отраслей промышленности, в том числе и электроэнергетики, от ведущих стран мира. Накануне Первой мировой войны Российская империя производила в 3 раза меньше электроэнергии, чем Германия и в 10 раз меньше чем США (это притом, что население России было в 2,5 раза больше, чем в Германии и почти в 2 раза больше чем в Соединенных Штатах). Производство электроэнергии до революции было рассредоточено по мелким частным электростанциям, причем примерно половина из них еще и принадлежала иностранным капиталистам. Чтобы обеспечить электричеством имперскую столицу Петербург, морем – за три тысячи километров – везли уголь из Англии, хотя всего в нескольких десятках километров – на Карельском полуострове – имелись крупные ресурсы гидроэнергии.

Конечно, нынешней буржуазной власти очень хочется как-нибудь обгадить и принизить все советское, в том числе и план ГОЭЛРО. В ответ на этот социальный заказ появилась масса «достоверных сведений» о том, что якобы план ГОЭЛРО был придуман еще до революции. В качестве авторов называются фамилии ряда профессоров и инженеров. Однако правда истории в том, что в царской России придумывалось немало разных планов. Инженеры составляли проекты, как построить метро в Москве. Генералы перед Первой мировой придумывали, как в ходе грядущей войны взять Берлин, Вену и Будапешт. Но, как говорится, «рад бы в рай, да грехи не пускают». Отсталая социальная система царской России делала все эти планы нереализуемыми. В итоге и метро в Москве построили большевики, и Берлин и Вену с Будапештом пришлось брать Красной Армии. А дореволюционные планы электрификации, даже притом, что они были значительно меньше ГОЭЛРО по своему масштабу, не имели никаких шансов осуществиться в условиях присущих царской России экономической стихийности, частной собственности на землю и засилья иностранного капитала. Впрочем, стоит отметить, что большевики, разрабатывая план ГОЭЛРО, пригласили всех лучших специалистов страны. И, к примеру, выдающийся инженер-электрик Генрих Осипович Графтио, который действительно еще до революции разрабатывал планы электрификации, принял участие и в разработке нового советского плана.

План ГОЭЛРО предусматривал принципиально новую концепцию развития электроэнергетики – строительство тщательно продуманной сети очень крупных для своей эпохи государственных электростанций, в том числе крупных ГЭС. Электроэнергетика должна была расти опережающими темпами по отношению к остальным отраслям экономики. И самое важное: план ГОЭЛРО стал первым в мире планом развития народного хозяйства целой страны на много лет вперед. Размещение новых электростанций увязывалось с общим планом развития производительных сил – и промышленности, и транспорта, и сельского хозяйства. В этом смысле план ГОЭЛРО – родоначальник всех комплексных планов развития экономики: и советских пятилетних планов, и нынешних пятилеток такого экономического сверхгиганта, как Китай, и даже тех планов экономического развития, которые осуществляются в капиталистических государствах, ведь, чтобы не остаться на обочине истории, капиталистам тоже пришлось учиться планировать развитие экономики своих стран. Получается, что в голодном, военном 1920 году в большевистской России придумали новую концепцию экономического развития, на которую со временем стала ориентироваться вся планета Земля.

Эстафету ГОЭЛРО приняли советские пятилетние планы. В результате в 1930-е годы СССР нагнал Германию по производству электроэнергии (не забудем: в 1913 году Россия отставала в три раза!). Стремительная электрификация стала одним из важнейших факторов при осуществлении самой быстрой в мировой истории индустриализации. Это был великий советский прорыв в будущее – индустриальный, научно-технический, социокультурный. Про этот исторический момент максимально точно сказал Сталин: мы должны за 10 лет преодолеть свое вековое отставание от развитых стран, иначе нас сомнут.

В послевоенные годы Советский Союз, развивая электроэнергетику, снова открыл для всего мира новые горизонты – создал самую большую на планете единую энергосистему, обладающую, благодаря своему колоссальному масштабу, огромным оптимизационным эффектом. Единая энергосистема СССР, с которой соединялись и энергосистемы стран-членов СЭВ, – одна из наиболее выдающихся технических систем, созданных человечеством. Эта энергосистема позволяла в гигантских масштабах перебрасывать энергию в соответствии с пиковыми нагрузками в разных часовых поясах. Благодаря оптимизационному эффекту единой энергосистемы, мы имели гораздо больший, чем на Западе, уровень загрузки оборудования электростанций и высочайшую надежность (в СССР вообще не было системных энергокатастроф, время от времени потрясающих капстраны). Широчайшее распространение в нашей стране получила прогрессивная и самая экономически выгодная в холодном климате технология совместной выработки тепла и электроэнергии – теплофикация. В 1980-е годы СССР имел более низкие затраты топлива на производство одного киловатт-часа электроэнергии, чем США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания. В целом Советский Союз безусловно был мировым технологическим лидером в электроэнергетике.

Столетие плана ГОЭЛРО диктует подведение некоторых итогов. Что произошло при капитализме с электроэнергетикой, созданной трудом нескольких поколений советских людей?

Первое: ее развитие почти прекратилось. По данным Росстата, за 1992-2019 годы, то есть за 28 лет капитализма, введено 43,3 ГВт новых мощностей электростанций, то есть в среднем по 1,5 ГВт в год. Для сравнения: в РСФСР между 1965 и 1990 годом введено в строй 150,9 ГВт энергомощностей, то есть в среднем по 6 ГВт в год. Таким образом ввод энергомощностей при капитализме УПАЛ В 4 РАЗА. Общая мощность электростанций Российской Федерации, по последним опубликованным данным Росстата, составляет 271,6 ГВт. Получается, все мощности, введенные при капитализме, это лишь 16% от общей мощности энергосистемы. А 84% – это еще советские мощности! Да, практически все сделанное в СССР имеет огромный запас прочности. Но бесконечно полагаться на этот запас нельзя.

Второе: вопреки всякой технологической и экономической целесообразности, единую энергосистему расчленили на десятки кусков, попавших в руки, как отечественных, так и иностранных капиталистов. Расчленение производилось под руководством Чубайса и составило не менее чудовищный его «подвиг», чем чековая приватизация и залоговые аукционы.

«Реформа» РАО ЕЭС в общем свелась к тому, что частным компаниям были переданы порядка 108 ГВт генерирующих мощностей (в основном, тепловых электростанций). На тот период ввод в строй новых мощностей обходился в 1,5-2 тысячи долларов за кВт. Таким образом, реальная стоимость этих активов составляет порядка 150-200 млрд. долларов. Между тем затраты покупателей составили всего около 30 млрд. долларов. Таким образом, почти вся российская тепловая энергетика была распродана за сумму, составляющую всего от 1/7 до 1/5 ее реальной стоимости. Однако и эти деньги покупатели заплатили в основном себе: средства были внесены на собственные счета новых частных энергокомпаний (ОГК и ТГК) с обязательством инвестировать их в новые энергомощности.

А как же были выполнены эти инвестиционные обязательства? Расчленяя и приватизируя электроэнергетику, Чубайс клялся всеми либеральными и монетаристскими богами, что, благодаря его реформе, темпы ввода энергомощностей в разы превзойдут советские! Что в итоге? Конечно, провал! РАО ЕЭС было расчленено в 2008 году. За 2009-2019 годы введено, по данным Росстата, 27,2 ГВт мощностей, в среднем по 2,5 ГВт в год, то есть в 2,5 раза меньше средних показателей для РСФСР 1965-1990 годов.

Следует особо подчеркнуть: чтобы не допустить резкого сокращения энергомощностей из-за их износа, нам мало сейчас вернуться к советским темпам ввода в 6 ГВт в год. Чтобы спасти электроэнергетику, нужно строить гораздо больше. Ведь в отрасли за годы капитализма накопился огромный инвестиционный долг.

Между тем в последние годы продолжается ползучий переход российской электроэнергетики под иностранный контроль. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов решительно выступил против действий российского олигархата, в результате которых под контролем западных менеджеров оказались не только российские алюминиевые заводы, но и значительная часть гидроэнергетики. Однако правительство никак не поддержало патриотическую позицию лидера коммунистов.

Электроэнергетической отрасли, как воздух, нужна ренационализация. Уже окончательно ясно, что никакие частные хозяйчики никогда не вложат в российскую энергетику достаточно средств, чтобы заместить все советские мощности, срок службы которых подходит к концу. Национализация и вложение в энергетику части средств, накопленных в Фонде национального благосостояния и золотовалютных резервах, – это практически единственный выход. В противном случае уже в достаточно близком будущем целые регионы России может ждать деэлектрификация, означающая крах промышленности и систем жизнеобеспечения.

В год столетия ГОЭЛРО Коммунистическая партия Российской Федерации включает национализацию энергетики как насущнейшее требование времени в свою программу перед предстоящими выборами российского парламента.