Ежедневные сводки заболеваемости COVID в Омске похожи на вести с фронта – количество госпитализированных увеличивается, смертность стала заметно выше. О коронавирусе, с точки зрения его социального фактора, мы решили поговорить с первым секретарем Омского обкома КПРФ, депутатом Государственной думы Александром Алексеевичем КРАВЦОМ. Он очень серьезно подходит к мерам безопасности: в Омском обкоме соблюдается масочный режим во время работы, закуплены санитайзеры и ультрафиолетовые рециркуляторы для обеззараживания воздуха.
– То есть, как их сейчас называют, «ковидные диссиденты» не находят у вас отклика?
– Нет, я считаю это безалаберностью и безответственностью не только по отношению к себе, но и к другим людям. Я доверяю медикам. Они считают, что эти меры действенны, значит, их нужно соблюдать. В период пандемии, как на войне, приказы не обсуждаются. Когда все закончится, тогда и поспорим, что было действенно, а что нет.
– Как вы считаете, достаточно ли усилий прикладывают региональные власти к улучшению эпидемиологической обстановки, как изменится наша жизнь после ковида?
– Если исходить из того, какие данные на прошлой неделе озвучила вицепремьер Татьяна Голикова – Омская область в десятке регионов, где ситуация с оказанием помощи больным самая сложная в стране, то можно сказать, что усилий прикладывается недостаточно. А если анализировать глобально, то и наш регион, и вся страна могли бы пережить ковид с гораздо меньшими потерями и в кратчайший период, если бы Россия была советской. Но Мурашко – не Семашко! (Мурашко М.А. – министр здравоохранения РФ, Семашко Н.А. – народный комиссар здравоохранения РСФСР. – Ред.)
– Всетаки дело в политике?
– Конечно. Это, как показывает современный опыт, момент решающий. В январе будем отмечать годовщину «знакомства» с коронавирусом. Большинство людей следит за информацией, ее очень много сейчас в СМИ. Я отметил, многие сходятся в том, что эффективные средства против эпидемии сработали только в четырех странах: Китае, Вьетнаме, Корее и Кубе. Там количество выявленных больных минимально на фоне всего остального мира. А Китай и Вьетнам, на минуточку, страны с очень большим населением, даже перенаселением. Что еще особенно важно, – это страны, как раньше говорили, «социалистического лагеря», где у руля власти коммунистические партии. Система здравоохранения, которая там создана и успешно работает, смогла минимизировать удар коронавируса. А вот самые большие потери от ковида несет самая богатая страна и оплот мирового капитализма – Соединенные Штаты Америки. Рыночная система США не может успешно бороться с этим злом. Далеко не все в этом мире может быть организовано с позиции капитала, иначе США не выглядели так бледно. Такая же картина беды и в «просвещенной» Европе. Пока капиталисты «борются» с ковидом, Китай его победил, буквально скрутил врага!
– Рассказывают, там зараженными сейчас оказываются только приезжие в страну…
– Да, я тоже это читал, верю информации. Это получилось благодаря серьезным мерам изоляции населения. Людей посадили на жесткий карантин. Несмотря на то, что для многих эта мера стала очень большим неудобством, и в первую очередь для бизнеса, конечно. Там ведь многоукладная экономика: есть и частный сектор, есть и рыночная модель. Но китайское руководство сказало: люди дороже, заразу остановим! Страну закрыли, людей закрыли. Там вся общественность отнеслась к ограничениям с пониманием, поднялась на борьбу, а врачей сделали настоящими национальными героями. Поэтому стране удалось подавить заразу. Другого способа от этой заразы человечество за всю свою историю не придумало – страшные болезни побеждались с помощью жестких карантинных мер! Так всегда было. Этот опыт накоплен человечеством за всю историю, ценой огромных жертв. А у нас внутренний туризм, трудовая миграция шли полным ходом. Если вдуматься, десятки тысяч жизней могли бы быть спасены – чьито дети, родители, братья, сестры. Но нет! Доходы важнее! Все на алтарь капитализма!
– Интересная ситуация образовалась этим летом. Весной было страшнострашно, всем – брысь по домикам – самоизоляция, а в июле уже отлегло. Некоторые даже решили, что эпидемия закончилась. А это была только первая волна.
– Как сказал один врач недавно по одному из центральных каналов – никаких «волн» не было. Как «накрыл» коронавирус весной, так никуда и не отпускал. Это вам и врачи в больницах подтвердят. Все эти разговоры про «волны» – от лукавого, на самом деле этим летом, а планировалось еще весной, срочно нужно было провести голосование по Конституции и военный парад в честь юбилея Великой Победы. Это было так важно сделать, что даже рискнули национальными интересами. Зачемто развернули пропаганду южного отпуска в Крыму и Сочи, придумали даже денежную компенсацию за поездку на российские курорты. То есть максимально стимулировали межрегиональное передвижение населения. Открыли авиасообщение с Турцией. Зачем? Спасали экономику, хотя спасать надо население, страна в демографическом кризисе. С ковидом, без ковида – мы вымираем. За этот год население нашей страны сократится почти на четыреста тысяч. А это ведь по объему достаточно большой город исчез с лица нашей родины. И надо понимать, что среди этих вымирающих значительная часть – это прежде всего русские люди. Та самая нация, которая осваивала эти территории, создавала государство.
– На фоне китайского примера то, как «мы провели этим летом», выглядит, по меньшей мере, странным.
– Я бы даже сказал – необычайно самонадеянно. Потому что нужно было воплощать китайский сценарий: сидим дома, соблюдаем режим. Но у власти нет на это никакого желания. Потому что она ведь думает прежде всего о том, как в этом кризисе сохранить доходы олигархов. И ведь, несмотря на кризис, они поймали свой гешефт! Информация доступна, любой ее можно почитать в интернете: за время кризиса у всех российских богачей резко выросли доходы, они заработали миллиарды. У населения снизились, а у них все наоборот. Стране потребовалось огромное количество разных средств защиты: масок, санитайзеров, перчаток, медицинского оборудования. Понятно же, что ктото сколотил на этом большие деньги.
– Вакцину вот теперь продавать станут…
– Нам по телевизору по поводу вакцины только ученых показывают, которые, умницы, ее разработали. А о бизнесе, который будет заниматься ее производством – молчок. Я в связи с этим размышляю: где возьмут большие производственные площади, чтобы такое количество вакцины выпускать? Чтобы и россиянам хватило и дружественным странам продать? Фармацевтическая отрасль после развала Советского Союза долгое время пребывала в разрушенном состоянии, потом появились небольшие заводы, их объемы весьма невелики. Не дай бог, найдутся умельцы делать вакцинуфальсификат. Так что это большой вопрос: в каких объемах наша страна может производить эту вакцину? Рыночная сторона этого дела тоже вызывает опасения – не будет ли у бизнеса соблазна заключать договоры и продавать препарат как можно дороже? Принцип капитализма и рыночной экономики состоит в том, чтобы произвести как можно дешевле, а продать как можно дороже.
– Читала, что в Советском Союзе было несколько эпидемий, но они прошли локально, не распространяясь на всю страну.
– В СССР была мощнейшая система здравоохранения. Ее наследием мы пользуемся до сих пор, и именно оно позволило нам существенно смягчить удар эпидемии. К сожалению, после развала Советского Союза новая власть, ориентируясь на капиталистический вектор развития, собственными руками создала в стране систему для распространения опасных вирусов, эпидемий. Я имею в виду в первую очередь этот массовый вахтовый метод работы.
– Акцент на слове массовый…
– В самом принципе вахтовой работы ничего особенного нет, он всегда существовал, но теперь он имеет именно массовую форму. Там, где люди родились, выросли, получили образование, там, где их семьи, они не могут найти работу с достойным заработком. Вот и курсируют по всей стране, распространяя опасный вирус. Нефтедобыча и строительство на северах ведь не прекращались весь этот год. Сюда же отнесем тех, кто регулярно ездит на заработки в Москву, которая вообще превратилась в эпицентр заразы. Та же схема работает и на региональном уровне. Сельские жители также ездят на заработки в свои города – областные центры, кто на вахту, кто на ежедневную работу. Люди вынуждены так жить. Повторяю, такую систему создала действующая власть.
– Аукнулось и сокращение больниц, врачей, низкие зарплаты персоналу…
– Оптимизация здравоохранения – это была другая большая ошибка, хуже преступления, о которой коммунисты не раз предупреждали. Закрытие ФАПов, сокращение, урезание других медицинских учреждений – привели к закономерному плачевному результату. При социализме были научно выработанные нормы обеспечения населения медицинским обслуживанием – на 10 000 населения держать в медицинских учреждениях определенное количество коек, и, соответственно, определенное количество врачей и персонала. При капитализме подход изменился – «лишние» койки не приносят прибыли, они убыточны, значит, их нужно сокращать. И далее по цепочке: меньше коек – меньше врачей и персонала, меньше оборудования и т.д. Коронавирус все это выявил, подобно лакмусовой бумажке. Выстроенная под руководством Путина и Медведева система показала, что она не отвечает национальным интересам.
Записала Юлия БОГДАНОВА.