КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Правда», №114: Продаётся совесть. Недорого

26.11 13:40

Сегодня бешеной популярностью среди молодёжи пользуется «работа в интернете»: не пыльная, не «напряжная», а то, что нужно душу интернет-дьяволу продать, — сущая ерунда.

КАЗАЛОСЬ БЫ, все сидят по домам, сокращаются рабочие места, сокращается зарплата. А тем не менее существует «невидимый фронт», где работа кипит, денежки текут и режим самоизоляции только на руку и работодателям, и наёмным работникам. Бизнес процветает! И называется этот бизнес красивыми иностранными словами «рерайтинг» или «копирайтинг», но в просторечии интернет-пользователи именуют это просто «троллингом» и «ботингом».

Думаю, любой, кто хоть иногда заходит в интернет и имеет свой аккаунт в любой социальной сети, многократно сталкивается с продуктами жизнедеятельности проплаченных троллей и ботов.

Бросаются в глаза прежде всего, конечно, массированные атаки так называемых кремлеботов — организованные коллективы работающих на зарплату комментаторов, призванных по указке громить, оскорблять, уничтожать в сети оппонентов действующей власти. О таких интернет-киллерах уже много написано. Обычно они сразу видны, и только очень наивные люди могут воспринимать их, как принято называть в интернет-сообществе, «высеры» за чистую монету. Именно поэтому, на мой взгляд, такой вид пиара нынешней власти имеет минимальную эффективность.

Однако деятельность троллей не ограничивается политикой. И вот тут интернет-пользователя могут ждать неприятности. И главная опасность — то, что под маской информирования нами будут откровенно манипулировать, заставляя покупать товары и услуги не, как нам кажется, по нашему собственному желанию, а по чьему-то стороннему руководству. Речь идёт о самых простых бытовых покупках, которые вы совершаете, тщательно изучив отзывы о бытовой технике, электронике, автомобилях, туристических агентствах, компаниях, оказывающих различные услуги, фильмах, играх, сайтах, продуктах, диетах, лекарствах… о чём угодно.

 

Но одно дело, когда вами манипулируют в вашем решении купить, например, кофемолку, и совсем уж другое, когда вас практически обманным путём заставляют сделать выбор в пользу определённого специалиста, врача или организации, такой как банк или другая коммерческая фирма.

И этот манипулятивный метод — не откровенная реклама, которой все уже приучились не доверять. Советы поступать так или иначе исходят вроде бы от таких же «простых» людей, обосновываются вроде бы их собственным опытом. Причём советы и отзывы могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Читая и доверяя какой-нибудь «Ларисе Ивановне» или «Пете Петрову», мало кто догадывается, что большинство из этих отзывов и комментариев заказаны и проплачены.

На просторах интернета можно найти буквально тысячи таких заманчивых предложений:

«УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ. Положительный образ компании в интернете без усилий. 90% пользователей ищут отзывы, чтобы составить мнение о компании. 65% клиентов отказываются от услуг компании, если о ней нет информации в интернете. Десяти отзывов достаточно, чтобы составить мнение о компании. Одного отрицательного отзыва достаточно, чтобы отказаться от сделки. Сервис всё берёт на себя. Мы разместим положительные отзывы о вашей компании на популярных площадках. От 1500 в месяц. Стоимость услуги определяется для каждого проекта отдельно и зависит от количества размещаемых отзывов. Вы сами определяете количество отзывов и их объём. Вы можете модерировать отзывы перед размещением. Сначала согласовываете материалы, потом оплачиваете. Результат очевиден».

Далее показывается товар лицом, приводятся примеры проплаченных «комментов»: «Такой работы с клиентами до этого встречал только в двух немецких фирмах, работающих в России и не связанных с розничной торговлей электроникой. Браво!», «Была приятно удивлена тому, как всё отлажено и чётко работает. Все сотрудники максимально вежливые и корректные люди!» и т.д.

Всякий, кто когда-либо совершал «продуманное решение» с помощью изучения отзывов в интернете, видел немало такой писанины и согласится, что она вполне способна склонить даже критически настроенного потребителя сделать тот или иной выбор. Надо иметь в виду, что клиентами фирм по «управлению репутацией» являются не только магазины, торгующие всякой всячиной, но и фирмы-производители, и клиники, и даже отдельные юристы, врачи и другие специалисты, которые с помощью проплаченных троллей накручивают свои рейтинги и уничтожают репутацию конкурентов.

Но вся эта система авгиевых конюшен, конечно, не могла бы столь успешно функционировать, если бы не было главного звена — достаточного числа деятелей, соглашающихся заниматься столь грязной работой, как продажа, имитация своего «мнения» на форумах, в блогах, соцсетях, новостных сайтах и сайтах, специализирующихся на отзывах.

«Я на многих сайтах зарегистрирована, типа комментарий написать, лайкнуть, отправить «тролльный» комментарий, сообщение», — призналась молоденькая соседка, студентка московского вуза.

«Друг предложил «ВКонтакте» писать различные тупости в пабликах, группы «засирать», в основном поп-исполнителей, но я быстро из этого вышел», — поддакивает ей знакомый старшеклассник.

Ребята рассказали, что многие их друзья так подрабатывают на карманные расходы, о которых большинство родителей даже не догадываются. Впрочем, зарабатывают «клацаньем по клавишам» не только малолетки. Такой «фриланс» очень удобен молодым мамочкам, сидящим дома с маленькими детьми: одной рукой укачивать ребёнка в коляске, другой набирать текст от имени «Петра Петровича» о том, например, как круто он в каком-то банке взял определённый вид кредита.

Подвизаются в этом деле и безработные, в последнее время мающиеся в ковидном карантине, и, к сожалению, всё чаще люди старшего возраста по мере постепенного осваивания интернета. Ребята говорят, что обычно комментарий стоит порядка 15 рублей, за сутки можно написать до 100 таких заказных комментариев и отзывов, так что при работе средней интенсивности иметь добавочно 15—20 тысяч рублей в месяц вполне реально.

Не скрою, меня пугает моральная «гибкость» молодёжи, готовой выдавать чужое мнение за своё, писать что угодно за деньги. Печально, что такие юные, ещё только формирующиеся личности могут быть уже столь беспринципными, они ничуть не смущаются своей сомнительной подработки, не видят в ней «ничего такого», не имеют совсем никаких моральных принципов и, похоже, готовы продать хоть мать родную за копеечку.  

 

Мария ПАНОВА.