Исследовательский холдинг «Ромир» установил: у 54% россиян нынче снизились доходы, в Москве этот показатель составляет 58%. Согласно опросу, наибольшую тревогу соотечественников вызывают рост цен (44%), дороговизна жизни (46%), бедность, низкие зарплаты и пенсии (40—44%). Зарплатные убытки россиян в пандемию оцениваются в 841 миллиард рублей.
Впрочем, о падении своих доходов россияне знают и без социологов. Правда, исследователи подчеркнули, что основные потери связаны с режимом неполной занятости, а не с увольнениями, как можно было ожидать. Сенсацией же исследования «Ромира» стал вывод о том, что в 2020 году расходы россиян на товары повседневного спроса превысили аналогичные показатели домохозяйств за предыдущие годы.
В ХОДЕ недавнего изучения российских домохозяйств социологи сравнили их средние траты на товары повседневного спроса за 2016—2020 годы. Полученные данные учёные «очистили» от влияния инфляции. Неожиданно выяснилось, что в 2020 году рост расходов на повседневные товары показал максимальные результаты. Больше всего расходы выросли в марте: по сравнению с базовым показателем 2016 года они увеличились на 22%. В предыдущие же три года расходы на товары повседневного спроса неизменно снижались.
Однако нынешний год стал исключением. Несмотря на пандемию коронавируса, на снижение связанных с нею и с экономическим кризисом доходов, расходы населения достигли рекордных показателей.
Исследователи «Ромира» также отмечают, что для предыдущих лет самые большие расходы внутри года приходились на ноябрь и декабрь. Например, в 2019 году рекордным по расходам населения был декабрь. Нынче же выяснилось, что в течение шести месяцев (кроме января, апреля и сентября) россияне тратили больше денег на эти товары, чем в предыдущие годы.
Глава «Ромира» Андрей Милехин так прокомментировал результаты исследования: «Рост личных расходов при падении доходов объясним: в кризис люди запасаются товарами впрок». Он добавил: «В то же время многие стараются побаловать себя «небольшими радостями» для снятия стресса. Одни покупают одежду, другие — шоколадки. Выбор зависит не только от финансовых возможностей, но и от личных предпочтений».
Выводы «Ромира» основаны на данных о покупках 40 тысяч россиян (15 тысяч домохозяйств) в 220 городах с населением от 10 тысяч человек.
«Правда», №112.