В Государственной Думе принят в первом чтении бюджет страны на 2021-й и два последующий года. За предложенный правительством проект проголосовали «Единая Россия» и ЛДПР (Либерально-демократическая партия России).КПРФ – против. «Справедливая Россия» – против.
Рассмотрение проекта в Госдуме продолжится. Затем он поступит в Совет Федерации и, наконец, на подпись Президенту. Публикуемые тезисы выступления Г.А. Зюганова – о последствиях принимаемого документа.
Нас уверяют, что с 2021-го экономика начнет расти на 3% ежегодно. При том, что она по итогам нынешнего года упадет минимум на 4%. Никаких убедительных обоснований того, за счет чего падение так быстро сменится ростом, в прогнозе нет.
Откуда взяться росту, если у нас каждое третье предприятие разорено, либо находится на грани банкротства? Если граждане продолжают стремительно нищать, что исключает увеличение потребительского спроса? Наши граждане за первые 9 месяцев 2020-го стали, согласно Росстату, еще на 5% беднее, чем в прошлом году. По подсчетам международных финансовых организаций, быстрее, чем у нас, люди беднеют только в Бразилии, Мексике и ЮАР. То есть мы в первой четверке по темпам обнищания.
Нам обещали двукратное снижение бедности, технологический прорыв и вхождение в первую пятерку мировых экономик. Но при нынешнем курсе этих целей добиться невозможно. Он превращает Россию не в одного из лидеров по экономическому развитию, а в мирового лидера по социальному неравенству. В США 1% самых богатых владеет 42% национального богатства, в Бразилии – 48%, в Индии – 58%, а у нас – тремя четвертями. Девять десятых финансовых активов страны – в руках того же одного процента богачей. Каждый второй гражданин России при этом живет на 7 долларов в день.
Нас со всех сторон обложили санкциями и усиленно выталкивают с сырьевого рынка. Падает спрос на наше сырье. Сырьевая игла ломается у нас на глазах, но страну пытаются посадить на нее еще плотнее. Отечественную электронику, авиапром, прикладную и фундаментальную науку, образование – все, от чего зависит развитие, модернизация экономики – этот бюджет сажает на голодный паек.
Расходы на науку размазаны по всем разделам, в каждом из которых ей достались жалкие крохи. Как можно при такой политике обеспечить научно-технический прорыв?
Обещали максимально укреплять обороноспособность страны. Но по разделу «Национальная оборона» и по госпрограмме развития вооружений расходы урезаются.
Уверяли, что бюджет будет социально ориентированным. А вместо этого уменьшают финансирование по разделу «Социальная политика» и по программе социальной поддержки граждан.
Заверяли, что в условиях пандемии будут поддерживать попавших в трудную ситуацию. Но что мы видим в бюджете? Урезание программы поддержки занятости.
Много раз торжественно объявляли, что будет развернута масштабная программа обновления жилого фонда страны, 40% которого – в аварийном состоянии. А что на деле? Режут финансирование и по разделу «ЖКХ», и по программе обеспечения граждан доступным жильем, и по нацпроекту «Жилье и городская среда».О какой социальной ориентированности бюджета можно говорить, если его составители существенно понижают финансирование по разделу «Здравоохранение», а программу развития отечественной фармацевтики откровенно грабят? Финансирование стационарной медпомощи к концу трехлетки сокращается на 34% по сравнению с нынешним. На 15% в сравнении с 2020-м урезается финансирование скорой помощи.
Это абсолютно антисоциальная авантюра, которая выглядит вдвойне циничной на фоне коронакризиса. Мы уже успели сполна хлебнуть последствий «оптимизации» медицины, столкнулись с нехваткой медперсонала в регионах, с нарастающим дефицитом лекарств, 70% которых в наших аптеках – импортные, а остальные сплошь состоят из иностранных компонентов. Но авторам бюджетного проекта этого, похоже, мало. Если посмотреть, что они нам навязывают, складывается ощущение, будто их цель – окончательно добить отечественную медицину.
Составители бюджета проигнорировали нужды детей войны вслед за «Единой Россией», которая восемь раз отвергала в Думе наше требование их поддержать. Это не просто бессовестно по отношению к пожилым людям. Это самое настоящее издевательство над памятью о тех жертвах, которые принес наш народ во имя Великой Победы.
Те, кто верстал этот бюджет, не постеснялись резко сократить финансирование отечественной культуры. Не постыдились заявить, что отбирают последние крохи у программы развития русского языка и других языков народов России. Это глумление и варварство! По сути – антинациональный погром с помощью финансового оружия.
Невозможно говорить о государственных инвестициях в развитие, соответствующих важнейшим стратегическим задачам, если из года в год доходы и расходы бюджета сокращаются относительно ВВП. Но именно это происходит у нас. И такая тенденция в представленном проекте бюджета только усиливается. Это значит, что все меньшая доля тех богатств, которые создаются руками трудящихся, попадает в казну и используется на благо страны и народа. А все большая доля этих богатств оседает в карманах олигархии. Для бюджетной политики не только наиболее развитых экономически стран, но и абсолютного большинства государств, существующих на Планете, характерен прямо противоположный принцип: доля доходов и расходов бюджета относительно ВВП растет. Но нам навязана модель вопиющего социального неравенства. И она прямо проявляется в бюджетной политике.
Проблема сокращения расходов относительно ВВП касается и таких важнейших сфер, как образование и здравоохранение. У нас бюджетные расходы на них сегодня – в районе 1% от ВВП. А к концу предстоящей трехлетки, согласно проекту правительства, будет уже меньше 1%. Но мировой опыт доказал: если страна не тратит минимум 6-7% от ВВП на образование и 10% - на медицину, она не может быть сильной и конкурентоспособной и не в состоянии войти в число мировых лидеров.
Свой проект тотального урезания составители бюджета оправдывают коронавирусом и порожденными им экономическими проблемами. Но колоссальные проблемы, с которыми сегодня столкнулась страна, закладывались задолго до коронавируса. Они порождены разрушительным социально-экономическим курсом, который был начат «шоковыми терапевтами» 90-х и с тех пор фактически не менялся. Предложенный нам бюджет прямо наследует этому курсу, наследует ельцинско-гайдаровской идеологии криминального капитализма, продолжающей сеять по стране смертельно опасную либеральную эпидемию.
У страны есть колоссальные финансовые резервы, в два с лишним раза превышающие размер федерального бюджета. Но правительство замораживает их, не использует для инвестиций в экономику и социальную сферу. И вместо этого гигантскими темпами наращивает государственный долг. Расходы на его обслуживание, то есть выплата процентов по нему – единственное направление, по которому в бюджете предусмотрен действительно внушительный рост. Попросту колоссальный – 80% за три года. Стране придется за трехлетку выплатить для погашения процентов по госдолгу сумму, почти равную тем 5 триллионам, которые правительство намерено вложить в восстановление экономики на фоне кризиса. У нас на эти меры и так предусмотрено в 10 раз меньше средств, чем в США и ведущих странах ЕС. Но и эти средства будут фактически «съедены» выплатами по набранным кредитам, в которых нет реальной необходимости.
Так и не изменена в интересах трудящихся налоговая политика. На фоне сугубо косметических изменений сохраняется, по сути, все та же плоская налоговая шкала, согласно которой и миллиардеры, и нищие отчисляют в казну одинаковую долю своих доходов.
Так и не поставлен барьер на пути нуворишей, которые грабят страну, ежегодно выводя за рубеж триллионы рублей – суммы, в разы превышающие расходы на национальные проекты и важнейшие государственные программы. Этот грабеж усугубляется тем, что в частные руки передана добыча золота и других драгоценных металлов. В результате это гигантское достояние тоже утекает за границу.
На таком гнилом фундаменте бюджет развития выстроить невозможно.
Уже заложена основа для его бесконтрольного использования. Заложена следующим способом: в каждом из разделов имеется строка «Другие вопросы» или «Прочие расходы». И в представленном проекте как никогда значительные суммы прописаны именно в этих абстрактных строчках. Оценить их соответствие целевому назначению крайне сложно. Между тем, доля так называемых «других» расходов по отдельным разделам достигает баснословных масштабов. Так, девять десятых средств, выделяемых по такому важному направлению, как охрана окружающей среды, отнесены к «другим расходам». К ним же отнесено 43% средств, направляемых в 2021 году на поддержку национальной экономики и 39% средств, выделяемых на здравоохранение.
В общей сложности 3,6 триллиона рублей составители бюджета хотят в следующем году оставить нераспределенными по целевому направлению. Сумма, превышающая оборонные расходы страны! И это не просто «заначка», возможность для дополнительного финансового маневра. Это – прямая предпосылка к коррупционным нарушениям при использовании бюджетных средств. Механизм, помогающий уйти от ответственности за их нецелевое расходование. 12 антикризисных законов, внесенных КПРФ в Государственную Думу. 15 поправок в Конституцию, принятия которых мы требуем в качестве законодательной основы для смены разрушающего страну курса.
Поддерживать же бюджетный проект, толкающий страну на такой путь, мы не имеем права.